YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow АРХИТЕКТУРА XVII В.
АРХИТЕКТУРА XVII В.

АРХИТЕКТУРА XVII В.

   Переломное время во всей русской культуре XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. Основные закономерности его подчинены тем же общественно-экономическим и идеологическим условиям развития русской культуры, что и в XVI в. И в этой области с большой силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, к "обмирщению" искусства. И здесь ведущая линия принадлежала тем элементам, которые были связаны с демократическими, в первую очередь, с посадскими слоями. Город всегда занимал ведущее место в культуре феодального общества, но никогда еще ему не принадлежала столь важная роль в культурном развитии, как в XVII в. Это усиление роли городских элементов в культуре явилось прямым следствием значительного по сравнению с предшествующим временем подъема городов, в высших слоях которых появились первые, пусть еще слабые, элементы буржуазии - купечество. Влияние светской городской культуры на зодчество XVII в. было весьма значительным, и оно объясняет сущность того развития, которое переживало зодчество. Следует иметь в виду и другую сторону - влияние церкви стало подрываться, но оставалось все еще очень большим. Поэтому тяжелой была борьба светских элементов в искусстве за свое существование и развитие.
   По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Сооружение деревянных домов приобрело в XVII в. характер массового производства - по свидетельству иностранцев, в Москве на Трубной площади продавались готовые срубы. Частые пожары, среди которых были такие громадные, как пожар 1626 г., уничтоживший значительную часть Москвы, опустошали города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившееся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня.
   Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667 1678 гг. под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова (в 1681 г. частично построен Саввой Дементьевым). Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Издали он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми колонками. Различные части дворца были построены в индивидуальной манере, они были не похожи друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы, и все это создавало замечательную живописность здания, придавало ему столь излюбленный в русской художественной культуре сказочный характер. Дворец был разобран в 1768 г.
   В 1628-1653 гг. в Москве появилось еще одно выдающееся сооружение. Им стала построенная по заказу выходца из Ярославля купца Григория Никитникова церковь Троицы в Никитниках.
   Ее композиция ассимметрична и живописна, светское начало сильно выражено в архитектуре храма, напоминающего боярский двор с разнохарактерными, но связанными единым замыслом постройками. Декоративность убранства достигает здесь исключительного богатства. Профилированными поясками перехваченные столбы, три яруса кокошников, арки с висячими гирьками, богато украшенный шатер - все это придавало исключительную нарядность зданию.
   Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд построек в других городах, таких, как Вознесенский храм в Битюге, построенный по заказу купца Никифора Ревякина в 1648 г., Троицкий храм в Муроме (1642-1648).
   Стремясь освободится от гнетущего аскетизма религиозного мировоззрения, зодчие усиленно стремились к подчеркнутой декоративности и нарядности построек, придавая им жизнерадостный характер. Декоративность проникла не только в церковное, но и в крепостное зодчество.
   Суровые крепостные ансамбли уступают место нарядным и торжественным комплексам оборонительных сооружений, богато украшенным.
   " Обмирщение" зодчества вызвало реакцию со стороны церкви. Решительно и энергично попытался восстановить строгие традиции церковного зодчества патриарх Никон. Эти действия Никона диктовались стремлением не только восстановить авторитет церкви, но и усилить в целом ее значение; Никон выдвигал, как известно, тезис о превосходстве церкви над светской властью. Среди средств возвышения церкви Никон немалое значение придавал сооружению величественных, обладающих большой силой воздействия культовых построек. Патриарх установил в 50-x гг. XVII в. новые, строгие правила церковного зодчества. Он стремился вернуть монументальные, строгие формы древности, воспротивился шатровым постройкам, выдвинув в качестве образца классическое пятиглавие, добивался строгой симметричности и стройности зданий, осуждал стремление к "узорочью" декоративности.
   Памятниками этого направления являются построенные в 1643-1655 гг. Д.Л. Охлебниным и Аверкием Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим Крестовым залом - сводчатой палатой без столпов, большие здания Земских приказов (80-е годы), царицыны палаты Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650-1652), монументальный архиерейский дом в Суздале, выстроенный в конце XVII в.Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман крупный ансамбль построек ростовского митрополичьего двора, так называемый Ростовский Кремль, возведенный ростовским митрополитом Ионой Сысоновичем в 70-x гг. XVII в. Крепостная стена с башнями, охватившая постройки митрополичьего двора, практически никакого военного знания в Ростове не могла иметь. Ее сооружение символизировало могущество и силу церкви, воплощенную в традиционных формах крепостного зодчества.
   Характерно, что башни укреплений были ниже, чем высокие главы церкви, что указывало на преимущество духовной церковной силы над светской.
   Особенно сильно светское направление проявилось в Ярославском зодчестве. Здесь особенное внимание уделяли не воплощению религиозных идей, а богатству и пышности храмов, долженствовавших отразить богатство их заказчиков - крупных купцов. Таков, например, возведенный в 1647-1650 гг. храм Ильи Пророка близ берега реки Волги. Храм представляет собой пятиглавое здание, окруженное галереей; с запада к нему примыкает шатровый придел. Замечательные цветовые контрасты отделки красным кирпичом на фоне белой стены, которая, в свою очередь, была украшена зелеными, синими и желтыми изразцами. Объемы здания разнообразны, колокольня богато украшена. В 1649 г. рядом с ним был построен другой пятиглавый храм. Они были объединены в ансамбль великолепной шатровой колокольней, одним из лучших образцов такого рода построек XVII в. Многокрасочными изразцами, кирпичной отделкой, черепичным покрытием глав и кровель отличался возведенный в 1665-1672 гг. храм Николы "Мокрого". В 1671-1687 гг. прихожанами была построена грандиозная церковь Ивана Предтечи в Толочкове. Церковь в Толочкове является изумительным памятником искусства народных мастеров-резчиков по дереву и кузнецов, живописцев и кирпичников, создавших прекрасные формы фигурного кирпича. Рядом с пятнадцатиглавою церковью была возведена многоярусная колокольня. Церковь Ивана Предтечи в Толочкове является выдающимся образцом посадской архитектурной культуры второй половины XVII в.
   Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бессильной воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два десятилетия XVII в., входящие уже в следующий период развития русской культуры, ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества, воплотившемся в так называемом "Московском барокко" с его четкой композицией и ясно выраженным вертикальным движением, которые сочетались с великолепным нарядом многоцветной декоративной обработки здания. Это столетие характеризуется важнейшими изменениями во всех сферах общественной жизни. Происходило действительное слияние всех древнерусских земель в единое целое, обусловленное усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Важным событием, происшедшим в середине XVII в., было воссоединение русского и украинского народов.
   В стране росло производство, возникли предпосылки для капиталистических отношений, усиливалась эксплуатация широких трудящихся масс. Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство с обширным бюрократическим аппаратом управления. Все это вызвало обострение классовой борьбы. Восстание под руководством Ивана Болотникова и крестьянская война, возглавленная Степаном Разиным, показали мощь народа. Протест против тирании светской и духовной власти породил различные идейные движения, в которых проявлялось стремление избавиться от гнетущей опеки церкви и обосновать приоритет разума и здравого смысла над ветшавшими догмами религии.
   Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с особенной силой в "расколе".
   XVII столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
   С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всякие новшества, именно в кремлевских мастерских появились произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова - крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия.
   Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более проникалось светским началом. Все усиливающийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.
   Одной из важных специфических черт искусства XVII в. является пронизывающая его подлинная стихия декоративности.
   В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Декоративность обнаруживается во всем: в оформлении содержании, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в изделиях прикладного искусства, которые поражают богатством выдумки, и изощренности украшений и орнамента.
   Процесс преодоления средневековых художественных форм, очень динамичный и противоречивый, в конце концов привел к ломке традиционной системы и возникновению в России на рубеже XVII-XVIII вв. искусство нового времени.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Контрольные вопросы

1. Деревянное зодчество языческой Руси.
2. Первые христианские храмы на Руси (Десятинная церковь, Софийский собор).
3. Культовое строительство Киевской Руси.
4. Архитектура XII-XIV вв.
5. Зодчество XV-XVI вв.
6. Архитектура XVII в.

Тест № 2

1. Языческое и христианское начало древнерусской иконописи.
2. Творчество Феофана Грека.
3. Гений Андрея Рублева.
4. Чему учит нас рублевская "Троица".
5. Чем отличается иконопись от светской живописи?
6. Устройство христианских крестово-купольных храмов.
7. Гражданское строительство Древней Руси XIV-XVI веков.

 
< Пред.   След. >