YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ДЕРЕВЕНСКИЕ РЕМЕСЛА
ДЕРЕВЕНСКИЕ РЕМЕСЛА

ДЕРЕВЕНСКИЕ РЕМЕСЛА

   Металлургия. Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Совершенно естественно, что с ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил сотнями различных легенд и поверий.
   У русских мастеров была в изобилии железная руда, вполне удовлетворявшая их, это - болотная, озерная и дерновая руда.
   Ко времени формирования славянских племенных союзов и началу образования Киевского государства металлургическое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт. Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стали делом особых мастеров.
   Весь процесс изготовления металлургических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды, 2) предварительная обработка руды, 3) плавка руды ("варка железа"), 4) проковка крицы, 5) горячая ковка для получения желаемых изделий.
   Болотная руда залегает в земле слоями, около 30 см толщиной, иногда ее приходится выкапывать из земли, иногда же она выходит в разрез берега реки или озера, и ее можно выбирать сбоку. Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее разведывают острым шестом или железным щупом, а добывали черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок. Полученная тем или иным способом руда промывалась, затем приносилась в поселок и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствующем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи так называемого сыродутного процесса. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям. Это называется восстановлением железа. Недостатком этого способа является низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла остается в шлаке.
   Большой интерес для истории ремесла представляет вопрос о соотношении количества поселений и мест выработки железа. Несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не в каждом городище. Определенные роды, а потом отдельные семьи, специализировались на этом сложном деле и обслуживали не только своих ближайших соседей, но и обитателей других городищ. Громоздкое оборудование домницы, необходимость большого производственного опыта при варке железа - все это убеждает в том, что металлургия очень рано потребовала отделения металлургов от земледельческого населения, превращения их в ремесленников. Доменное и кузнечное дело находилось в древнерусской деревне в руках одних и тех же мастеров. Для завершения плавки домник должен был иметь наковальню, молот, клещи, горн, а, следовательно, у него был весь ассортимент орудий, необходимых для последующих ковочных работ.
   Подлинных древних кузниц известно очень мало. Для разогревания железа кузнецу необходим горн с хорошо налаженным дутьем - мехами. Конструкция кузнечного горна представляет собой простую жаровню. Для извлечения раскаленного металла из горна и для держания его на наковальне служили клещи. Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью; их форма различна: одни из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие имеют специальные крючки на концах для держания широких и массивных вещей и больший размах захватывающей части клещей. Такие крючки могли не только прижимать металл, но и вонзаться в него. Раскаленное добела железо клалось на наковальню и подвергалось ковке. Древние наковальни существенно отличаются от современных. Они представляют собой массивную железную четырехгранную усеченную пирамиду, вбивавшуюся узкой частью в пень. Ковка производилась молотом. В зависимости от назначения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного кузне- ца-молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудует сам.
   К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, плужные ножи, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.
   Ко второй группе нужно отнести вещи, требующие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, кресала, остроги. Сварка уже требовала больше ловкости от кузнеца, а иногда и участия его помощника.
   Следующим техническим приемом было применение зубила для разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, - держать и направлять зубило, и, в-третьих, - бить по зубилу молотом. Зубило применялось при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, жиковин (петель) дверей. При помощи пробойника пробивались ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки, отверстия на копьях, оковка лопат и на пластинах клепаных котлов. Наиболее сложно было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного искусства являлись замки.
   Работы с зубилом, с вкладышем, кручение железа - все это требовало участия двух кузнецов. Отсюда можно сделать вывод, что в деревенских кузницах XI-XIII вв. работало, по всей вероятности, по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой - подручным.
   Ювелирное дело. В курганах, наряду с железными изделиями, покойников сопровождает огромное количество бронзовых, медных и серебряных украшений. На основании найденного материала можно сделать заключение о существовании ремесленников-ювелиров.
   Конечно, в больших городах древней Руси "кузнецы меди и серебру" давно уже отделились от "кузнецов железу", но в деревнях и в маленьких окраинных городках функции ювелира выполнялись кузнецами. Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет. В более или менее чистом виде употреблялось только серебро. Медь же большей частью встречается в сплавах с оловом или серебром. Изредка встречаются оловянные вещи. По внешнему виду древнерусские украшения из сплавов делились на две группы: одна из них - это подражающая по цвету золоту, вторая - имитирующая серебро.
   В отношении получения цветных металлов русские златокузнецы находились в очень неблагоприятном положении. Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было - все эти металлы ввозились из соседних стран.
   Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки. Льячку с металлом подогревали в пламени, и затем жидкий металл наливали в литейную форму, все углубления которой должны были заполняться металлом. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее форму. Литейные формы делались из мягких пород камня: известняка, песчаника, шифера. Внешний вид очень многих литых вещей из древнерусских курганов XI-XIII вв. таков, что нельзя объяснить их отливку при помощи названного выше приема. Многие вещи производят впечатление изготовленных штампом или путем непосредственной обработки металла резцом.
   При помощи различных видов литья древнерусские ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения. Бытовых хозяйственных вещей этим способом почти не делали. Исключение составляла только " блесна", блестящий бронзовый крючок для ловли рыбы.
   На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются даже холодной ковке. Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: венчики, пластинчатые браслеты, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т.д. Ковкой изготовлялись некоторые виды шейных гривен, браслеты, наголовники, ромбо-щитковые височные кольца и др. Чеканка тонких металлических листов применялась крайне редко. Чаще применялась чеканка специальными пуансонами. Помимо того, был употреблен узор в виде углубленных пунктирных линий.
   Третьим после литья и ковки важным разделом является производство проволоки. В древнерусских курганах имеется много разнообразнейших поделок из медной или серебряной проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывали черенки ножей; из проволоки делали кольца, а также браслеты, перстни, височные кольца и целый ряд других украшений.
   Существует два способа изготовления проволоки: кованая и тянутая проволока.
   Подводя итог обзору техники древнерусских ювелиров, необходимо отметить большое разнообразие технических приемов и знакомство мастеров со сложными способами изготовления вещей.
   Гончарное дело. Среди курганных и городищенских материалов обильнее других предметов представлена глиняная посуда.
   Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящую нас в неолит. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарного дела резко делится на две части, границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной, а второго периода - гончарной, формованной на круге.
   Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления горшков, обеспечило широкое развитие гончарного дела. Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной.
   В раннее время изготовление глиняной посуды было делом женским. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах-мужчинах. Общее развитие земледельческого хозяйства, развитие скотоводства, появление печей вместо очагов, рост зерновых и молочных запасов, - все это привело к увеличению потребности в посуде вообще, в том числе и глиняной, а это, в свою очередь, привело к выделению специалистов-гончаров.
   Ручной гончарный круг, доживший местами до XIX в. и изученный этнографами, представляет собой массивный деревянный круг, в центре которого снизу выдолблено углубление. Круг надевается на вертикальный стержень, прикрепленный к краю скамейки. На центральную часть круга часто надевается малый кружок, по диаметру равный днищу сосуда. На этот малый кружок, посыпанный предварительно песком, кладется ком глины или спираль из глиняных валиков. Гончар работает, сидя на скамейке с кругом. Круг вращается слева направо, преимущественно левой рукой, правая формует глину. Дополнительных инструментов у гончара, как правило, нет; иногда для профилировки венчика сосуда применяется палочка или щепка, а для выглаживания поверхности лоскут овчины, окунутый в воду. Единственно для чего требовался гончару дополнительный инструмент - это для орнаментировки сосуда. После формовки и нанесения орнамента посуду сушили, а затем обжигали. Первоначальный обжиг производился у костра или около очажных ям, позднее в печи, наконец, в гончарном горне. Деревенские гончары X-XIII вв., как правило, горна не знали и обжигали свою продукцию в печах.
   Среди различных деревенских гончарных изделий на первое место надо поставить горшки, сосуды разных размеров и назначения. Основное назначение горшка - служить для варки пищи в печах; форма горшка сохранилась до наших дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специальными отверстиями на дне, применявшиеся, очевидно, для откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия на дне горшка. Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие, главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других продуктов. В юго-восточных районах Киевской Руси применялись небольшие глиняные сковороды.
   Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название "крина", "криница". В меньшем количестве, чем горшки, гончарами изготовлялась плоская посуда (мисы, плошки, чаши, блюда).
   Кожевенное дело. Пряслицы. Домашним производством была обработка кожи и меха. Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" известна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки изготовлялись дома. Важнейшей отраслью домашнего производства было изготовление тканей. Лен и конопля были распространены повсеместно. Овечья шерсть также была вполне доступным сырьем. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено для ускорения его вращения надевали глиняное или каменное колечко - "пряслень". Пряжу ткали на ткацком стане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой или набойкой.
   На рубеже между деревенским и городским ремеслом стоит изготовление каменных пряслиц. Обычный тип пряслиц - это кольцо, как бы составленное из двух усеченных конусов, сложенных основаниями. Встречаются высокие, бочкообразные пряслица, но бывают и очень плоские, имеющие вид колесика.
   В центре пряслица имеется цилиндрическое отверстие, в которое просовывалось веретено.
   Шиферные пряслица появляются не ранее начала XI в., и появление этого производства, возможно, стоит в связи с разработкой овручских каменоломен для нужд киевского и черниговского строительства при Ярославе и Мстиславе Владимировичах (начало XI в.)

 
< Пред.   След. >