YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛА
ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛА

ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛА

   Обработка железа. Ювелирное дело. Обработка железа в городах древней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусством мастеров, большей разветвленностью этого ремесла. Выплавка железа велась в домнице более сложной конструкции, чем те, которые характерны для деревни. Домница была расположена на особом глиняном возвышении. Разжиженный металл стекал по нескольким специальным каналам в гнезда. Рядом с этой домницей находилась кузница. Вполне возможно, что в более крупных городах домники не только отделились от кузнецов, но и перенесли свое производство за стены города, поближе к руде.
   Городское кузнечное дело к XII в. распалось на целый ряд специальностей (оружейники, щитники, гвоздочники и т.д.).
   Инструменты городских кузнецов мало отличались от деревенских. Можно указать на увеличение их размеров, вызванное потребностью в проковке больших предметов.
   Уже для кузнецов IX-X вв. можно отметить большое умение в изготовлении оружия и необычайную тщательность его отделки. Гнездовские курганы (древний Смоленск) дают хорошо выкованные и отшлифованные вещи. Деревенские кузнецы не могли достичь такого качества работы. В последующее время городские кузнецы достигают виртуозного изготовления отдельных вещей, - кузнечное дело непосредственно переходит уже в ювелирное.
   Ассортимент железных вещей в городе значительно шире, чем в деревне: стремена, шпоры, принадлежности обуви, путы с замком, плети, раскроечные ножи, скобели, струги, сверла, пилы, ножницы, скрепленные штифтом, железные ларцы для ценностей, безмены, лодочные и щитные заклепки, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли, дротики, замки и ряд других вещей. Предметы эти распадаются на три группы: во-первых, вещи бытового обихода горожан, во-вторых, инструменты городских ремесленников и, в-третьих, оружие.
   Из первой группы особенно привлекают внимание замки. Большинство их цилиндрической формы с выдвижной дужкой, заходящей одним концом в цилиндр, а другим - в дополнительный прилив на цилиндре. Они отпирались и запирались снизу при помощи ключей, подчас очень сложного рисунка. Изготовление таких замков требовало большого мастерства.
   Средневековые мечи делались из тонких полос, свариваемых вместе, из проволочных сильно прокованных плетушек; эти железные полосы по краям оковывались сталью. Иногда сталью прослаивались железные полосы, и все это вместе сваривалось ковкой при температуре красного каления. Лезвие клинка получало после такой обработки своеобразный волнистый узор.
   После горячей ковки сталь подвергалась закалке в воде или же в струе воздуха.
   Драгоценнейшая часть имущества феодала - стальное оружие - могло изготовляться русскими кузнецами. Русские шлемы склепывались из нескольких широких железных клиньев железными же заклепками. Для прочности иногда на шлем наклепывалась полоса железа с ребристым выступом посередине и своеобразным кружевным узором (Гнездово, конец IX в.). Шлемы украшались иногда золотой насечкой. Почти каждый шлем имеет так называемую бармицу, т.е. кольчужную ткань, спускающуюся на плечи и предохраняющую шею от сабельных ударов и стрел. Такая бармица из мелких железных колец могла быть сделана только для каждого определенного шлема. Кольчужные бармицы можно увидеть на шлемах от IX до XIII вв. Для изготовления кольчуги требовалась кованая железная проволока и щипцы. Раскаленный кусок проволоки длиной в два - четыре сантиметра сгибался в кольцо, зацеплялся за соседние, уже готовые кольца и затем зажимался щипцами. Если зажима было недостаточно для сварки, то на место сварки наставлялся пуансон, по которому ударяли молотком.
   Специализация кузнечного дела зашла в городе несравненно дальше, чем в деревне, где кузнец был одновременно и ювелиром. В городе и само кузнечное дело распалось на несколько специальностей, и кузнецы уже не занимались ни литьем, ни выработкой украшений другим способом. В городе ювелиры окончательно отделились от кузнецов.
   Подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литья и, наконец, сложнейшая из всех - техника перегородчатой эмали.
   Одним из важнейших разделов городского ремесла была обработка меди. Медники составляли особую группу ремесленников - "котельников", но работы из меди производились и другими мастерами. В городе широко применялись изделия из кованой меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально выкованных по определенному профилю, часто встречаются при раскопках в древнерусских городах. Медью оковывались щиты еще в X в. Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, местами кованой медью. Но основная масса медных изделий в городе, как и в деревне, не выковывалась, а отливалась, и термин "котельное дело" означал именно литье. Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни, подсвечники, гири весовые, боевые гири, шестоперы, перекрестья для мечей, а в более раннее время - идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битки для игры в бабки, акваманилы (водолеи), браслеты, колты, подвески и десятки иных предметов. Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей.
   Помимо плоского литья литейщикам часто приходилось решать задачу создания объемных вещей, которые невозможно было вынуть из формы, не разломав последней. В некоторых случаях для таких изделий создавали сложную составную форму из нескольких частей, что, однако, неизбежно увеличивало количество литейных швов, а тем самым ухудшало качество изделий. На помощь мастеру приходил так называемый способ "потерянной формы", когда, изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, ожигали, вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд других предметов. Отсутствие литейных швов убеждает в том, что при изготовлении этих вещей мог быть применен только указанный выше способ. Техника восковой модели тесно связана с работой на заказ, так как этим способом создавались вещи-уникумы, единичные, неповторимые экземпляры. Работа на более широкий сбыт требовала от ремесленника большей массовости продукции, что и приводило мастера к созданию более долговечных шаблонов для своих изделий. Такими прочными шаблонами были каменные литейные формы, во множестве находимые в старых городах. Материалом для форм служили песчаник, известняк, жировик, розовый шифер.
   Наряду с литьем металла широкое применение имели ковка и чеканка. Тонкая литая вещь очень хрупка, тогда как ковка уплотняет металл, делает его более прочным и позволяет изготавливать большие, но тонкие вещи. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда - кубки, вазы, братины, чары, блюда и т. д.
   С ковкой серебра и меди почти неразрывно связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую пластинку клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте удара, но, не делая выпуклостей на обороте. Узор наносили пуансонами различной формы. Эта техника чеканки господствует до XII-XIII вв., когда появляется техника выпуклой чеканки. Сущность последней заключается в том, что сначала орнаментируемую серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. Лишь после того, как такой чеканкой получен на лицевой стороне выпуклый рисунок, лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделываются одежды, лицо, волосы, подправляется общий рельеф. Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой, выпуклой чеканке, работу производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно также и при обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной же упругой смесью, чтобы не нарушить полученный рельеф ударом пуансона. Впервые эта техника появляется на новгородских вещах XI в. Образец выпуклой чеканки дает нам шлем Ярослава Всеволодовича, сделанный, очевидно, около 1215 г.
   В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. На Руси она не применялась до XI в. Для этого отливали массивную медную пластинку - матрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубления пластинки. Русские мастера начали применять эту технику не ранее середины XI в., а в XII в. она была уже широко распространена. Особенно полно отражена техника тиснения на матрицах в изготовлении распространенных в городах украшений - колтов. Колты - височные кольца большой величины полые внутри - делались из серебра и золота. Золотые колты всегда украшались эмалью.
   Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая, и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого - на височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни. Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань представляет собой скрученные проволочки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволочки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том и в этом случае для скрепления между собой или с пластинкой требуется паяние. Неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее посыпали припоем и ставили на жаровню. Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т.д. Ажурная скань применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая отдельно.
   Чтобы закончить обзор ювелирного дела древней Руси, остается еще упомянуть об инкрустации золотом и серебром по железу и меди и о золочении. Древнейшие позолоченные вещи восходят к X в., например, бляшки в кургане Гульбище в Чернигове и медная накладка меча из Киева.
   Изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Чернь применялась исключительно для серебряных изделий. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль.
   Русские ювелиры в XI-XII вв. в совершенстве овладевшие сложной техникой обработки благородных металлов, нередко восхищали своих современников тонкостью и изяществом работы.
   Гончарное дело. В русских городах X-XIII вв. гончарное дело было развито очень широко.Княжеские и боярские круги, имевшие в изобилии золотую и серебряную посуду, относились уже с некоторым пренебрежение к глиняной посуде. Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей тщательностью отделки и большим разнообразием форм. В крупных городах, вроде Киева, существовал уже в XI-XIII вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары применяли сложные решетчатые штампы, глину для своих изделий они отмачивали лучше. Городские "керамельники" значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах.
   Ассортимент городских гончарных изделий был несравненно богаче, чем сельских. Археологические раскопки дают много различных типов глиняной посуды, начиная от простого "горнца" и кончая амфорой. Изготовлялись гончарами высокие кувшины, бочкообразные жбаны, миски, кринки, глиняные светильники в виде цилиндра с блюдцеобразным расширением посередине.
   Гончарами же изготовлялись и "голосники" - сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки. Помимо посуды, гончары делали также глиняные игрушки в виде коньков, всадников, женщин с ребенком на руках, свистулек, погремушек и т.д.
   К гончарному же ремеслу нужно причислить и "плинфоделание" - так называлось изготовление кирпичей. В Киевской Руси кирпичи делались квадратными, широкими и плоскими. Для декоративных целей, наряду с большими кирпичами, применялись и маленькие плитки, покрывавшиеся сложным эмалевым узором. Эмаль для этих целей плавилась в специальных двойных тигельках, где в каждой ячейке плавилась эмаль особого цвета, а затем содержимое тигелька выливалось на раскаленную глиняную плитку, образуя причудливый полихромный узор. Иногда в расплавленную массу бросали мелко искрошенные куски твердой эмали, которые, попав на плитку, слегка оплавлялись, но сохраняли всю яркость красок и создавали впечатление мелкой мозаики. Такой эмалевой поливой покрывались не только плитки, но и яйцевидные погремушки, фигурки людей и посуда.
   Плотничество. Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Из дерева делали также ладьи, колесные повозки, стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы, дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т.д.
   Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами. Специалисты по крепостным постройкам назывались городниками, или огородниками. Плотники, работавшие в городе, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничьих работ (лето) совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили.
   Найденные при раскопках остатки сохранившегося дерева говорят о довольно развитой технике его обработки. Помимо топора и тесла, широко применялось долото и ряд других инструментов. Долотом прорубались, например, отверстия в маслобойных жомах, пазы в стояках четырехугольного чана. Теслом можно было выдалбливать только большие вещи, так как им работали двумя руками с широким свободным размахом. Тесло годилось для изготовления лодки, корыта, погребальной колоды, но не было пригодно для более мелкой работы, которую исполняли долотом. Выстругивание дерева производилось скобелем. Сверлили дерево сверлом.
   Для приготовления деревянной посуды применялись специальные выгнутые резцы. Такими резцами могли резать мисы, чаши, ложки, ковши. Большое значение для характеристики обработки дерева имеет вопрос о пиле. Для несложных пропилов дерева могла применяться примитивная четырехзубая пилка.
   Пила применялась в Древней Руси только для мелких работ. Резьба по кости, столярные работы, распил камня - вот тот круг работ, для которых применялась пила.
   Были в то время и токарные станки. При раскопках Десятинной церкви в Киеве были найдены фрагменты деревянной посуды, сделанной на токарном станке.
   Кожевенное дело. Ткачество. Потребность в кожаных изделиях у населения городов была велика. Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбруя, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и материал для письма (пергамен) - все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их пошивки. Сырьем для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры.
   Кожевенная мастерская XII в. была открыта раскопками в Новгороде на Славенском холме. Мастер был одновременно и кожевником и сапожником; здесь были найдены и заготовки кожи, и готовая обувь, и чан для вымачивания шкур.
   Немаловажным было дубление кожи, для которого употреблялись специальные экстракты, например, "квас усниян". Выделанную кожу кроили и сшивали. К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого делались богатые сапоги, и изготовление единственного в то время писчего материала - пергамена. Пергамен делался из телячьей или бараньей кожи, специально обработанной и разглаженной.
   Наиболее спорным из всех городских ремесел является ткачество. Прядение льна и шерсти производилось и женами ремесленников, и боярынями, и княжнами. Выделение городских специалистов - ткачей, обособившихся от княжеского или боярского двора, - началось именно с обработки шерсти, а льняная и конопляная ткань долго еще оставалась по преимуществу деревенской. Изготовление опон и сукна уже в XIV в. привело в Новгороде к появлению специалистов, связанных с выделкой этих материалов, - стригольников.
   Изделия из стекла. Долгое время все стеклянные изделия, находимые на городищах и в курганах IX - XII вв., считали привозными из Византии или даже из Сирии. Только раскопки В.В. Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В обширной мастерской был найден целый ряд глиняных горнов и печей "особого устройства". В этой мастерской было найдено также большое количество стеклянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления колтов с эмалью.
   Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов.
   При раскопках городов находят в слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены орнаментом из налепных стеклянных же валиков и жгутов.
   Производство стекла надо считать исключительно городским ремеслом, и притом таким, которое могло быть не в каждом городе. В малые городки и в деревни стеклянные вещи приносились коробейниками.
   Обработка кости и камня. Обработка кости по своим техническим приемам стоит очень близко к обработке дерева. Разница заключается в большой твердости кости, которая требовала от мастера большей изощренности приемов и более совершенных инструментов. Костяные поделки были чрезвычайно разнообразны. Из кости резали рукоятки ножей и кинжалов, гребни, пуговицы, ручки зеркал, шахматы, шашки, игральные кости, пластинки для панцирей, иконки, обкладки луков и седел, уховертки и т.п. Многие костяные вещи резались просто ножом, но также применялись резцы, сверла, пилы и даже токарные станки. Такой сложный инструментарий, необходимый резчикам по кости, привел к выделению их в особый раздел ремесленников. При раскопках В.В. Хвойка в Киеве была найдена специальная мастерская резчиков кости, в которой изготовлялись рукоятки кинжалов, гребни, пуговицы, уховертки, шпильки, игрушки. В качестве материала для резьбы употреблялась обычная кость крупных животных, рог и моржовые клыки. Последний материал особенно ценился мастерами, так как в обработке моржовая кость нередко представляет больше удобств, чем даже слоновая.
   Обработка камня в русских городах XI-XII вв. занимала видное место среди других ремесел. Возможно, что обработка камня велась уже несколькими различными категориями ремесленников (например, каменотесы, резчики по камню, гранильщики и шлифовальщики и т.п.).
   Работы по камню делятся на два раздела: работы, связанные со строительным делом, т.е. обработкой больших блоков и плит; мелкая ювелирная работа над огранкой и отшлифовкой мелких самоцветов.
   К первому разделу нужно отнести постройку зданий (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных гробов, крестов, половых плит, крупные скульптурные произведения и изготовление жерновов. Материалом служил самый различный камень: песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и т.д.
   Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требующее тонкой и тщательной работы. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов. Материалом для этих вещей служили шифер, плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря.
   Мастера, резавшие каменные формы, обладали уверенной твердой рукой и верным глазом.

 
< Пред.   След. >