YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ГРЕКО-СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГРЕКО-СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГРЕКО-СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

   Первое высшее общеобразовательное заведение в Москве создано в 1687 г. под названием Эллиногреческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит Симеону Полоцкому, составившему в 1680 г. "Академический привилей" (учредительную грамоту), в котором определены задачи, содержание, формы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия.
   В XVII в. в академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, "семь свободных искусств", богословие, основное внимание уделялось греческому языку. С начала XVII в., после преобразований, проведенных Стефаном Яворским, курс обучения расширился (немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее место занял латинский язык. В 1701 г. академия была переименована в славяно-латинскую, в 1775 г. - славяно-греко-латинскую академию. С учреждением Академического университета в Петербурге (1725 г.) и Московского университета (1755 г.) академия стала терять свое значение и превратилась в высшую богословную школу, в 1814 г. преобразована в московскую духовную академию и переведена в Троице- Сергиеву лавру (ныне в г. Загорске).
   Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились дети не только знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей; русские, украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и др. (первоначально около 100 человек, в начале XVIII в. - 600 человек, в начале XIX в. - свыше 1600 человек).
   Из академии наряду с крупнейшими руководителями православной церкви вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв.: Ф.П Поликарпов-Орлов, К. Истомин,П.В. Патников, первые профессора московского университета Н.Н. Поповский и А. А. Баров, в 17311735 гг. в академии учился М.В. Ломоносов. "Семь свободных искусств" (лат. "septem artes liberates"), учебные предметы ("Науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов включали два цикла: тривиум (лат. Trivium - трехпутие) - грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium - четырехпутие) - арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
   Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика как пособие для составления церковных проповедей, астрономия - для вычисления пасхалий, диалектика - для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводилась к мистическому толкованию чисел). В конце средневековья и, особенно, в эпоху Возрождения "семь свободных искусств" в средних школах и на "артистических" факультетах университетов стали приобретать светский характер.

ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ТЕСТ № 3

1. Назовите периоды в истории русского средневековья.
2. Что явилось главными побудительными причинами принятия Русью христианства? Каковы социокультурные последствия крещения Руси?
3. Почему XIII в. стал переломным в истории Древней Руси? Приведите аргументы в пользу вашего ответа.
4. Определите свою позицию по такому спорному вопросу, как воздействие монголо-татарского нашествия на историческое развитие России.
5. Проанализируйте характер взаимоотношений православной церкви и государства в рамках средневековья.
6. Какие идеалы и базовые ценности сформировались у русского народа под влиянием православия?
7. Что было характерно для эволюции политической системы на протяжении русского средневековья?
8. Какое столетие вошло в историю России под названием "бунтарского века"? Аргументируйте свой ответ.
9. Каковы основные черты и особенности древнерусской культуры?
10. Назовите периоды в истории русского средневековья, когда в наибольшей степени проявилось влияние культур-трансляторов.

Контрольные вопросы

1. Что собой представляли рукописные книги?
2. Первые рукописные книги на Руси.
3. Начало книгопечатания в Европе.
4. Почему книгопечатание на Руси началось на сто лет позже, чем в Европе?
5. Цель издания книг светского характера.
6. Деятельность первопечатника Ивана Федорова в Москве.
7. Причины, по которым Иван Федоров покинул Москву.
8. Как развивалось книгоиздание в России после Ивана Федорова?

 
< Пред.   След. >