YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ИСТОРИОГРАФИЯ И ЛИТЕРАТУРА
ИСТОРИОГРАФИЯ И ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИОГРАФИЯ И ЛИТЕРАТУРА

   Возросший интерес к гуманитарным наукам был связан с развитием общественного сознания, обострением идейной борьбы. В отличие от естествознания они более тесно соприкасались с политикой и идеологией и являлись одной из форм общественного сознания. XVIII в. положил начало разработке фундаментальных трудов по истории России. Особый вклад в решение этой задачи внес Н.М. Карамзин (1766-1826). Его "История государства Российского" (18161829) и сегодня весьма почитаема всеми, кто интересуется историей нашего Отечества. И хотя А.С. Пушкин писал, что "История" Карамзина с изяществом и простотой доказывает "необходимость самовластья и прелести кнута", в ней содержится ряд ценнейших сведений, добытых ученым из летописей и архивных материалов.
   Господствующее положение в исторической науке занимала государственно-юридическая школа, представители которой (К. Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.) уделяли преимущественно внимание изучению истории государства и законодательного материала. Крупнейшим историком этого направления был С.М. Соловьев (1821-1879). Его труд " История России с древнейших времен" в 29 томах по обилию включенного в нее фактического материала сохранила свое значение до наших дней. Ряд принципиально новых положений внес в историческую науку В.О. Ключевский (1841-1911). Его "Боярская Дума Древней Руси", "Происхождение крепостного права", "Курс русской истории" и другие исследования являются важным вкладом в изучение отечественной истории.
   Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
   Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой "Беседа", объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян, и прогрессивными литераторами, входившими в кружок " Арзамас". В начале 20-х гг. большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах - газете "Северная пчела" и журнале "Сын отечества".
   Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX вв., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в молодости был не чужд либерализму. Его "Письма русского путешественника" сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей - "Бедная Лиза" (1792) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки.
   Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) составили важный этап в развитии русской лирики - этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.
   Иван Андреевич Крылов (1769-1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена. Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих баснях особенности русского национального характера и ума. Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.
   Много литераторов и поэтов было среди декабристов. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких, как "Гражданин" и "К временщику", он написал также серию патриотических "Дум". Под влиянием Пушкина Рылеев создал романтическую поэму "Войнаровский", в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.
   Идейно были связаны с декабризмом в определенные периоды их жизни два величайших писателя того времени - Грибоедов и Пушкин.
   Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829) перед русской литературой основаны на одном произведении. “Грибоедов сделал свое дело - он написал "Горе от ума"”, - такими словами Пушкин подвел итог краткой жизни своего замечательного современника.
   А.С. Пушкин (1799-1837) - великий сын России. Если М.В. Ломоносов, по его словам, был "первым русским университетом", то А.С. Пушкин стал историкофилологическим факультетом этого университета. Он все познал и всему дал свою оценку. Трудно найти область литературы, где бы Пушкин не оставил потомству блестящие образцы своей деятельности. Он был не только поэтом, прозаиком, драматургом, критиком; он был вдумчивым историком, незаурядным издателем самого популярного русского журнала "Современник", переводчиком с нескольких иностранных языков.
   Преемником Пушкина в "осиротевшей" после его безвременной смерти русской литературе называли современники М.Ю. Лермонтова (1814-1841).
   Лермонтов был, безусловно, не менее гениален, чем Пушкин, но жизненный путь его оборвался еще раньше. Он так же, как и его кумир, погиб на дуэли в возрасте 27 лет.
   Младший современник и друг А.С. Пушкина малороссийский писатель Н.В. Гоголь (1809-1852), один из создателей школы реализма в русской литературе, узнав о смерти А. С. Пушкина, писал: "Не житье умным людям в России, только свиньи в ней живучи".
   Гоголь обессмертил свое имя, создав гениальную поэму "Мертвые души", которую А.И. Герцен назвал эпитафией всей николаевской России.
   К сожалению, Н.В. Гоголь также рано ушел из жизни. Разочаровавшись в своих идеях, придя к христианской вере, он сжег второй том "Мертвых душ" и уморил себя постом и покаянными молитвами.
   Конец дворянского периода освободительного движения и начало разночинского, буржуазнодемократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократиче-ской литературы. Она сделала решительные шаги по пути приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
   В 50-е гг. журнал "Современник" объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х гг. писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Н.Г. Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.
   Александр Иванович Герцен (1812-1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал.
   Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах "Былое и думы" (1850-1860-е). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен оказал большое влияние на развитие русской публицистики.
   Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889).
   Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям.
   Большое значение имел роман Чернышевского "Что делать?" (1863). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. За свои революционные идеи Чернышевский был осужден и более 14 лет провел в Сибири.
   Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи, которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих выдающихся статьях "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве" и других Добролюбов выступает, по его собственному выражению, как представитель "реальной критики".
   Третьим выдающимся критиком той эпохи был Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда общественный подъем конца 50 - начала 60х гг. был уже позади. Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев утонул 28 лет от роду при невыясненных обстоятельствах.
   К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих художника - Некрасов и Салтыков-Щедрин. Редактор "Современника" и "Отечественных записок" Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского.
   В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно.
   Народ изображен во многих стихотворениях и поэмах Некрасова - таких, как "Мороз-красный нос" (1863), "Кому на Руси жить хорошо" (1863-1877). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар- тунеядцев.
   Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) - сатирик мирового значения. В "Истории одного города" (1869-1870) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе "Господа Головлевы" (1870-1880) сатириком показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества. В "Сказках" (1869— 1886) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные типы русской жизни - крестьян, чиновников, генералов, а также отношения между ними.
   В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним.
   Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в 60-70-е гг., принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).
   60-70-е гг. время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С. Тургенев (1818-1883) и Ф.М. Достоевский (1821-1881). В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи-разночинцев и демократов.
   Творчество Федора Михайловича Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
   Сам Ф.М. Достоевский был осужден по делу петрашевцев, приговорен к расстрелу, который заменили по приказу царя каторгой. В Омской каторжской тюрьме писатель провел четыре года вместе с ворами и убийцами. Лучшие романы Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" составляют золотой фонд мировой литературы.
   Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х гг., выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям. Юбилейное собрание сочинений Л.Н. Толстого насчитывает 90 томов.
   Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа "Социализм и политическая борьба".
   В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В. И. Даля неоднократно переиздавался также как и собранные им " Пословицы русского народа".
   Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественнопросветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в мае 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов). Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь.

 
< Пред.   След. >