YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XIX В.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XIX В.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XIX В.

   XVIII век - блестящая пора в истории русской музыки. Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории "Минин и Пожарский", Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И. А. Козловского. Создаются " русские песни" в народном духе, бытовые романсы, баллады.
   В проникновенных романсах А.А. Алябьева (1787-1851), задушевных лирических песнях А.Е. Варламова (1801-1848) и А.Л. Гурилева (1803-1858), обаятельных национально-романтических операх А.Н. Верстовского (1799-1862) - автора знаменитой "Аскольдовой могилы" - нашли выход яркие, прогрессивные стремления русского искусства. Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени.
   Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма.
   Уже первая опера Глинки "Иван Сусанин" (1836) была явлением крупного мирового значения. В "Иване Сусанине" (оригинальное название оперы "Жизнь за царя") Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре "Славься", увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.
   Иной художественный строй лег в основу оперы "Руслан и Людмила" (1842) - монументальной оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в "Руслане и Людмиле" черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики.
   Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). Ученик и друг Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды.
   В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой речи. Лучшие черты его глубоко своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова Лермонтова, с их настроением тягостного и скорбного раздумья.
   Центральное произведение Даргомыжского - опера "Русалка" (1855) - положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке.
   Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере " Каменный гость" на сюжет драмы Пушкина.
   Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов" Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициативе А.Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н.Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
   В Петербурге в 60-е гг. композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г.Я. Ломакиным была открыта музыкальная бесплатная школа, существовавшая до 1917 г.
   Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов "Могучая кучка" (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х гг. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "Могучей кучки" было стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов").
   Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставившей обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Спящая красавица", "Лебединое озеро", оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.).
   Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.

 
< Пред.   След. >