YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ XIX В.
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ XIX В.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ XIX В.

   В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов. Обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге - Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А.Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; в Москве - комплексы построек О.П. Бове, Д.П. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, так поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ "Северной Пальмиры", который воспели А.С. Пушкин, К. Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументальнодекоративная скульптура, переживавшая в творениях И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина, В.И. Демута-Малиновского и С. С. Пименова свой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.
   Развитие живописи и графики в начале XIX в. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.
   Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О.А. Кипренского (1782-1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию сумел почувствовать в природе Италии С.Ф. Щедрин (1751-1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественные движением, отразилось в творчестве В.А. Тропинина (1776-1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780-1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
   На первое место в искусстве 30-х гг. выдвигается историческая живопись. К.П. Брюллов (17991852) в картине "Последний день Помпеи" изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия.
   Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном "Явление Христа народу", основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей.
   В середине 40-х гг. складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815-1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего со- брата-художника ("Сватовство майора", "Свежий кавалер", "Утро чиновника", "Анкор, еще анкор").
   В 50-е гг. бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е гг., в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа, - эти требования, выдвигавшиеся Н. Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве В.Г. Перова (1834-1882), И.М. Прянишникова (1840-1894), Н.В. Неврева (1830-1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких "униженных и оскорбленных" людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, В.И. Даля и других известных людей, созданные Василием Григорьевичем Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.
   Академия художеств, продолжая сохранять значение основного центра профессиональной подготовки, превратилась со временем в консервативное учреждение, отстаивала программу и идейные установки искусства в прежних академических рамках, уже не отвечавших веянием времени. Это привело к публичному разрыву с Академией группы одаренных художников - ее выпускников во главе с И. Н. Крамским ("бунт 14-ти протестантов"), что имело огромный общественный резонанс. Уход из Академии (1863) и создание свободной "Артели художников" стали предпосылкой для возникновения нового направления в русской живописи, с самого начала противопоставившего себе Академии художеств.
   В 1870 г. возникло "Товарищество художественных передвижных выставок", сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств "передвижники" поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.
   Художественное движение 60-х гг. подготовило почву для расцвета искусства в 70-80-е гг.
   Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н.Н. Ге "Петр 1 допрашивает царевича Алексея" 1871; И.Е. Репин "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).
   Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории ("Утро стрелецкой казни" 1881; "Боярыня Морозова" 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
   Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М. Антокольский (1843-1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений ("Иван Грозный", "Петр 1", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А.М. Опекушин (1838-1923) - один из представителей монументальной скульптуры -был автором памятника А.С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

 
< Пред.   След. >