YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

   Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
   От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.).
   Сегодня можно с уверенностью сказать лишь то, что культура - это продукт сотрудничества людей всех цветов кожи, всех уровней развития. Самые первые и самые трудные шаги на пути культуры делались разными человеческими обществами независимо друг от друга.
   История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.
   Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1000 - 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40 - 12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на археологические эпохи, или культуры: дошелльскую, шелльскую, ашелльскую и мустьерскую (все эти наименования взяты от названия географических пунктов типичных или первых местонахождений стоянок первобытного человека). Иногда мустьерскую эпоху (100 - 40 тыс. лет назад) выделяют в особый период - средний палеолит. Поздний палеолит обычно делят на эпохи: ориньякскую, соматрейскую и маделенскую. Однако эти эпохи прослежены только в приледниковой Европе и не имеют всеобщего значения. Мезолит датируется приблизительно 12 - 5 тыс. лет до н.э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется пятым- третьим тысячелетием до н.э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом. Приблизительные хронологические рамки бронзового века: конец III - начало I тысячелетия до н. э. В начале I тысячелетия до н. э. наступил железный век.
   По последним данным науки, именуемой культурная антропология, человеческий род существует около двух миллионов лет. Современный же вид ("Homo capiens") человека разумного появился всего лишь около 40 тысячелетий тому назад.
   Происхождение человека - вечная тема споров ученых. Еще не так давно нам казалась аксиомой теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны в результате длительной эволюции. Высказывание Энгельса "труд создал из обезьяны человека" представлялось неоспоримой истиной.
   На самом деле, как показывают новейшие исследования, моторно-сенсорные координации, возникающие в производстве орудий труда, не требуют и не вызывают какой-либо остроты мысли. Многие другие биологические виды живых организмов создали массу устройств, более искусных и оригинальных, чем сделал человек. Если техническое умение было бы достаточным для определения активного человеческого интеллекта, то человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник по сравнению с другими видами. В противовес стереотипу, в котором доминировало орудие труда, данная точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности - его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире. Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека, однако они не могут объяснить тайну превращения обезьяны в человека.
   Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воздействием радиоактивного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена извне, с другой планеты.
   Современные семиотические и культурологические исследования подводят к мысли, что именно развитие знаковых систем (т.е. языка) явилось тем основным фактором и рычагом, который привел к формированию человека, выделив его из царства животных.
   Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального поведения, вытесняя старые. Такое поведение становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения все время усложняется, дальние предки разумного человека были вынуждены адаптироваться к новым условиям, меняться. Так появляется некое существо переходной формы, претерпевающее метаморфозу. Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для формирования первобытной культуры, творцом которой стал уже человек разумный.
   Первобытная культура - понятие многогранное. Это все то, чего достиг, что изобрел человек на заре своей многовековой борьбы за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне природы. Окружающая его среда в лучших случаях была равнодушной, а в худших - враждебной, постоянно грозящей ему гибелью.
   Первый этап развития первобытной истории чаще всего называют эпохой первобытного человеческого стада. Он открывается появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновением древнейших людей, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Основным содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных человеческим стадом от стада человекообразных обезьян, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Археологически этой эпохе соответствует ранний палеолит, в периодизации Моргана - низшая ступень дикости.
   Второй этап развития первобытной истории обычно называют эпохой первобытной родовой общины или эпохой родового строя. Эта эпоха открывается крупным сдвигом в развитии производственных сил, связанным прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для производства орудий и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации - родовой общины. Эпоха первобытной родовой общины является основным этапом развития первобытнообщинной формации, временем ее расцвета. Именно в это время получает свое наибольшее выражение основная черта формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении. Археологически эпохе первобытной родовой общины соответствует поздний палеолит, мезолит и неолит, в периодизации Моргана - средняя и высшая ступени дикости, низшая и средняя ступень варварства.
   Третий этап первобытной истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным сдвигом в развитии производительных сил, связанным в первую очередь с появлением на смену камню металла. На этом этапе происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется избыточный продукт, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопления богатств. Значительно развившиеся производительные силы перестают соответствовать старым общинно-родовым производственным отношениям, родовая община раскладывается на семейные общины, родовые связи слабеют и уступают место соседским. В недрах первобытного общества вызревают частная собственность, классы и государство. Эпоха разложения первобытнообщинной формации не получила в науке общепринятого наименования. Археологически этой эпохе соответствуют энеолит, бронза или раннее железо.
   Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.
   В толщу тысячелетий первобытной культуры уходят своими корнями зачатки земледелия и скотоводства. Нельзя ответить правильно ни на один вопрос из области материальной культуры первобытного человека, если не представлять себе условия его существования. Жизнь на земле неразрывно связана с водой. Поэтому первобытные человеческие сообщества обитали в долинах рек, густо поросших лесами. Будучи существами всеядными, люди питались как животной, так и растительной пищей. Все их мыслительные способности, в том числе усваивать и передавать потомкам приобретенные опыт, были направлены на поиски пищи, совершенствования для этого орудий. Не инстинктам, передающимся по наследству, а разуму прежде всего обязан человек своим выживанием. Только разум помог ему выделиться из всего остального мира животных.
   Поселения первобытного человека не были многочисленными. Их стада, привольно жившие в условиях благодатного тропического климата, значительно поредели в эпоху наступившего ледникового периода, стали распадаться на отдельные семьи и роды, для которых "чужаки" стали таким же предметом охоты, как и остальные представители животного мира. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших времен факты каннибализма. Эта разобщенность в суровых условиях выживания породила первобытнообщинный строй, в котором все принадлежало всем членам того или другого рода. Понятие частной собственности появилось позднее как результат успешного развития материальной культуры в первобытнообщинном строе.
Разумное начало в человеке позволило ему не только выжить в окружающих его трудных условиях существования, но и постепенно накапливать излишки продукции своей трудовой деятельности. Это породило необходимость обмена различными орудиями и продуктами труда с соседними родами, а с другой стороны, стало фактором сближения отдельных родов, слияние которых впоследствии породило племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места обитания заставили первобытного человека признать над собой власть тех членов племени, чьи умственные способности в управлении всей жизнью племени были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось понятие частной собственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах первобытнообщинного строя зарождалось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже был один шаг до появления первых государств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя.
   Все сказанное о благотворном влиянии сурового климата на развитие материальной культуры в первобытных сообществах подтверждается более низким уровнем культуры у народностей, обитавших в условиях тропического и субтропического климата Африки, Южной Америки и Австралии.
   Пытаясь понять окружающую его природу, первобытный человек призвал на помощь то, чего не было у животных, - воображение. Необходимость передать сородичам результаты, плоды этого воображения, в свою очередь, потребовала дальнейшего развития звуковой речи, языка. Это развитие шло в неразрывной связи с развитием умственных способностей человека.
   Первобытный человек не без трудностей, противоречий, ощупью и догадкой вынужден был на первых порах преодолевать узость границ своего трудового опыта. Опираясь на свою общественную жизнь и жизненный опыт, он с помощью воображения "домысливал" по-своему природу, ставя на место реальных связей воображаемые. В этой слитности природы и человека в общественных представлениях первобытных людей причинная связь явлений природы принимала ту специфическую для начальных этапов мировоззрения форму, при которой объективные связи явлений и вещей представлялись как отношения людей. Природа оживлялась в представлениях человека, и все это рисовалось в его воображении как живая картина жизни.
   Историческое развитие опыта умножало в первобытных людях элементы рационального. Историческая ограниченность этого опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рационального, стихийно-материалистического и примитивно-идеалистического отношения первобытного человека к природе) и развивалось мировоззрение людей первобытного общества, создавалась их духовная культура.
   Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось возникновение мышления и речи. Происхождение мышления и речи представляет собой сложнейшую проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
   Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, располагающая данными о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления - нижней челюсти, мозга и т. д.
   Совершенно очевидно, что мышление и речь - две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства. Поэтому неправильно задавать вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего человечества - мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Появление первых сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь должны были передаваться от одного члена коллектива к другому, либо как сумма приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации - звуковые символы для их обозначения и передачи.
   Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян - непосредственных предков человека. У современных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе, более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто в эмоционально нейтральном спокойном состоянии издают звуки, которые получили наименование "жизненных шумов". Некоторые ученые считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку и даже превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо примитивней, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них и расположены центры высших функций мышления - ассоциаций, образования абстрактных понятий и т.д. Поэтому достаточно определенно можно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
   Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Но для удобства рассмотрим это искусство, возникшее в каменном веке, раздельно, по видам.
   С тех пор как человечество познакомилось с творениями древнейших мастеров, искусство первобытной эпохи стало весьма популярным объектом как спроса, так и изучения. Можно смело говорить о нарастающем влиянии древнейших форм искусства на его современные течения. В связи с этим интересна история его возникновения, функции и духовное содержание.
   Существует множество гипотез возникновения первобытного искусства, часто противоречивых. Лишь одно не вызывает сомнений, что художественная деятельность существовала на всех этапах первобытной культуры. Можно говорить о биопсихических корнях искусства, о полуинстинктивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и свое жилище, придавать привлекательную (для себя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности говорит ее необыкновенная устойчивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой художественной деятельности.
   Психоанализ видит в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической энергии человеческих инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей культурной деятельности. Еще Аристотель говорил о катарсисе - очищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Искусство давало первобытному человеку возможность пережить величайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни.
   Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребностью его психики, она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности.
   Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов.
   В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация действия.
   Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.
   Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.
   Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга. В первом случае изображение внешне реалистично, во втором - форма крайне условна, иногда почти абстрактна. Условные формы культовой пластики используются для создания образов, которые не могут быть переданы методом натуралистического или реалистического изображения, так как они воссоздают представления о сверхъестественных силах, воплощают невидимых грозных духов и богов, создают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничьей магии, по преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредоточены помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняя себе дух этих животных.
   При всем различии художественных методов цели, преследуемые обоими художниками, очень близки: и тот, и другой апеллируют к сверхъестественным силам, создают предметы магического культа, имеющие символический характер.
   Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты или реальные события.
   Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми первыми представлениями такого рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией.
   Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям. Образы животных, заполнявшие стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать возможную добычу. Совершавшиеся перед ними обряды имели в виду превратить магическим путем потенциальную добычу в желаемую реальность. На стенах пещер магическое претворение мечты в действительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещер - с помощью обрядового действия.
   Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал, подобно нам, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь естественными, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда - от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие "первобытного" мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени.
   Более ста лет назад были открыты многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира в Испании. Потом подобные изображения животных и человека нашли во многих странах Европы и в Африке. Они датируются 20 - 30 тыс. лет до н.э. Выполненные минеральными красками, секрет удивительной долговечности которых до сих пор не разгадан, эти рисунки, связанные с охотой и трудовым процессом, отражали представление человека об окружающем мире.
   В новом каменном веке человек научился получать первый искусственный материал. Им стала огнеупорная глина. На поверхности сосудов появились первые орнаменты, положившие начало декоративному искусству. Тогда же на смену фигуркам животных и идолов из камня пришли аналоги из обожженной глины.
   Что же касается музыки, пения и танцев первобытных людей, то представление о них нам дают наблюдения за отдельными племенами в Австралии, Африке и Южной Америке, которые еще продолжают жить на последнем этапе новокаменного века. Кроме того, многочисленные археологические раскопки стоянок первобытного человека знакомят нас с находками его музыкальных инструментов, по большей части типа свирели.
   Произведения искусства древнекаменного века найдены и на территории бывшего Советского Союза. Среди них особенно интересна стоянка на Украине под станицей Мцинской. Здесь найдены каменные и костяные орудия, иглы с ушком, украшения, остатки жилищ и костяные изделия с геометрическим узором, браслеты, статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. В одном из домов этой стоянки нашли древний музыкальный инструмент, сделанный из бивня мамонта.
   На смену каменному веку повсеместно пришел уже во втором тысячелетии до нашей эры, медный век - предвестник грядущей цивилизации. Но с выплавкой металла первобытный человек познакомился гораздо раньше. У нас на Урале 5000 лет назад уже делали из меди ножи, шилья, рыболовные крючки, а через 1000 лет здесь появились первые художественные отливки.
   Совершенно особое место в первобытной культуре занимала мифология. Мифы - предания, сказания, архаичные повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.
   Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса.
   Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
   Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях. У более развитых народов существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
   В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.
   Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало человека, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев), регулятором их поведения.
   Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носило, по сути дела, мифологический характер. Но было бы несправедливо обойти вниманием два других пласта его культуры: тотемизм и магию, которые играли не меньшую роль в жизни первобытного общества.
   На первых этапах своего развития люди гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это отождествление приняло форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в родственных отношениях. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коровы в Индии, собак и лошадей у арийских народов). Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символизировалось внешним, важным и близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животного образуют вместе общность, следовательно, все члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид животного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобытного племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна "кровь", что по отношению друг к другу они являются своими.
   Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между " своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.
   Духовная культура, ее развитие непрерывно связаны с понятием религиозности в миропонимании человечества. Истоки всех современных видов искусства лежат в религиозных верованиях и чувствах человека. Однако вопрос о том, был ли первобытный человек изначально религиозным в той или иной степени, до сих пор остается спорным. Возможно, что на самых ранних этапах существования человеческого стада, когда оно еще не выделилось из остального животного мира, Homo sapiens не имел никаких религиозных представлений. Но дальнейшее его развитие, несомненно, шло по пути религиозности. Наиболее древней ее формой являлась магия с ее символическими обрядовыми действиями, заклинаниями и строго определенным ритуалом. Многие народности, находящиеся на низкой ступени развития, верят и сегодня, что можно нанести вред врагу и даже погубить его, нанося увечья изображению врага.
   Магия породила веру в сверхъестественные свойства как природных, так и сделанных человеком вещей. Отсюда - поклонение животным и деревьям, рукотворным идолам. Этот вид древней религиозности носит название фетишизма. Древний человек верил, что животные и растения обладают, как и он, неуничтожимым жизненным началом, имеют бессмертную душу. Эта вера получила название тотемизма (от северо-индейского "о тотеман" - его род) служила основанием для первобытного человека верить в кровнородственные связи его с определенными животными и растениями.
   Остатки этих первобытных религиозных форм бытуют среди всех народов мира. Что же касается религии, как мы понимаем ее сейчас, то она зародилась уже в эпоху распада первобытного общества и зарождения государственности, войдя неотъемлемой составной частью в понятие цивилизации.

Материальная культура каменного века

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Время появления человека разумного.
2. Периодизация каменного века.
3. Какую роль в развитии материальной культуры первобытного человека сыграло использование огня?
4. Роль языка в развитии культуры первобытного человека.
5. Каковыми были религиозные представления в первобытном обществе?
6. Тотемизм и табуирование у первобытных народов.
7. Основы материальной и духовной культуры первобытного общества.
8. Что послужило причиной упадка первобытнообщинного строя и возникновения первых государств?

Тест № 2

1. Какие факторы способствовали возникновению человека как биологического вида и общественного существа (различные точки зрения)?
2. Что лежит в основе различных систем периодизации первобытности (археологическая, Л. Моргана, советских ученых 40-х гг.)?
3. Каковы основные отличия потребляющего и производящего типов хозяйства? Насколько они соответствуют эдемскому и постэдемскому периодам Библии?
4. Чем отличаются технологии различных периодов каменного палеолита, мезолита, неолита?
5. Какую эволюцию прошло становление общественных институтов первобытности?
6. На чем основаны различия теорий о происхождении искусства?
7. Почему возникла религия, и как она повлияла на развитие духовной культуры человека?
8. Какова цель первобытного изобразительного искусства?
9. Зачатки каких научных знаний возникли в период первобытности?

 
< Пред.   След. >