YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow НАРОД, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НАРОД, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

НАРОД, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

   В незапамятные времена, более чем за десять тысяч лет до нашей эры, в племенах, населявших земли Переднего и Среднего Востока, а также часть земель Средней Азии, не знавших ледникового периода, произошел величайший переворот. Он коренным образом изменил весь их жизненный уклад. От охоты и собирательства даров природы, как это было в первобытном обществе, люди стали переходить к скотоводству, к приручению домашних животных и к земледелию. Из временных стоянок в пещерах и гротах они переселяются в построенные жилища. У скотоводов, вынужденных кочевать по пастбищам, жилища делались разборными. Совершенствуясь, эти жилища дошли до нашего времени и известны нам как юрты.
   Развитие земледелия породило оседлость. Жилье у земледельцев было другого типа. В нем предусматривались удобства постоянного проживания на одном месте. Дерево, глина, камень стали строительным материалом. Постепенно разрастаясь, поселения земледельцев образовали первые в истории человечества города - государства. В них развивались ремесла, появились правящая элита и верховная власть царей, возникли военные и жреческие касты.
   Долгое время ученые считали колыбелью цивилизации долину Нила. Здесь уже в четвертом тысячелетии до нашей эры существовали государства - Верхний и Нижний Египет - со своеобразной, довольно развитой культурой.
   Но начиная со второй половины XIX в. археологи делают одно сенсационное открытие за другим. На территории нынешнего Ирака, оказывается, существовала более древняя культура, чем в легендарном библейском Вавилоне. Это были города-государства Ур, Киш, Урук и другие, просуществовавшие до третьего тысячелетия до нашей эры. Уже 6750 лет назад шумеры сеяли пшеницу двух сортов, ячмень, разводили коз, а несколько позднее и свиней, варили пиво.
   И эта древняя цивилизация не была первой, изначальной.
   В 1997 г. археологи на территории, где жили шумеры, открыли предшествующую им культуру, возраст которой определяется десятью тысячами лет. Пока об этой культуре нам ничего не известно, кроме факта ее существования, поэтому вернемся к шумерам, жившим в долине рек Тигр и Евфрат. Эту долину называют Двуречьем, а также Месопотамией. На западе города-государства шумеров граничили с каменистой пустыней. На севере и востоке граница шла по высоким горам, на юге плескались волны океанского залива, который сегодня зовется Персидским.
   Так кто же такие шумеры, народ, "который начал историю"? Какие историки питали его великую культуру?
   ... Мы знаем, что первые шумерские города возникли в конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры. И можем назвать главнейшие из них - Ниппур, Ур, Урук (Гильгамеш был легендарным правителем этого города), Ларса, Лагаш. Выяснено, что каждый из городов был самостоятельным рабовладельческим государством, управлявшимся патеси, как называли своих царей шумерские писцы. Таблички также рассказали о войнах, которые вели между собой патеси разных городов из-за земель, воды, рабов.
   Известно нам, что около 2370 г. до н.э. в Шумер вторгаются выходцы из Верхней Сирии и на 200 лет покоряют шумерские города. В это время столицей Южной Месопотамии становится город Аккад. После этого происходит новый расцвет шумерских городов. Археоглоги нашли несколько статуй патеси Лагаша - Гудеа, которого шумерские летописцы называют великим строителем.
   Шумеры создали сеть первых в мире оросительных каналов, которые пережили своих создателей на долгие тысячелетия. Они возвели города, древнейшие в мире, и архитектурные и строительные приемы, разработанные шумерскими зодчими, войдут в практику народов, которые уже и не будут подозревать о существовании своих учителей.
   Даже знаменитый кодекс Хаммураппи, оказавший влияние на римский кодекс Юстиниана, что лег в основу классической юриспруденции современности, оказалось, начинался в Шумере (приговор шумерского суда по запутанному делу об убийстве, совершенном в 1850 г. до н.э., не смог "обжаловать" в 50-х гг. XX в. н. э. декан факультета права Пенсильванского университета).
   Шумеры создали первые в письменной истории мифы, которые в аллегорической форме повествовали о действительных событиях, и эти мифы неведомо и таинственно оживут потом в древней Греции, заговорят как "божественные" откровения в "священной" библии.
   Почва в Двуречье не была такой плодородной и удобной для земледелия, какой она стала, благодаря чрезвычайно долгому неустанному труду шумер. Долина, образованная илистыми отложениями, была сильно заболочена, кишела мириадами вредных насекомых. Шумерам, как и египтянам, пришлось рыть дренажные каналы и канавы, насыпать дамбы. Сразу же после осушения долины пришлось подумать о создании системы для орошения, строить водохранилища и рыть новые, теперь уже оросительные каналы. Между прочим, в этих водохранилищах шумеры первыми в истории человечества стали разводить рыбу, выращивая мальков в специальных рыбопитомниках. Колоссальность осуществленных шумерами осушительных и оросительных работ тем более удивительна, если учесть, что основным их орудием была мотыга, сначала деревянная, потом бронзовая. Землю относили в ивовых корзинах и отвозили на прирученных ослах.
   Откуда шумеры пришли в Двуречье, - этого мы не знаем. Но, похоже, до того как стать оседлыми земледельцами и заниматься скотоводством, уже не кочуя за стадами, а содержа животных в стойлах и выпасая на орошаемых пастбищах, они были кочевниками. Дошедший до нас эпос шумеров повествует о соперничестве скотоводов и земледельцев. Спор между ними решают боги в пользу тех, кто обрабатывает землю. Трудно сказать, к какой группе народов принадлежали шумеры, но они были семитами, как и перенявшие их культуру жители государства Аккад.
   Уровень культуры шумеров довольно высок, хотя не во всем достигал древнеегипетского, особенно научных достижений последнего. И все же шумеры строили дворцы и храмы, знали гончарное мастерство еще до изобретения гончарного круга. Шумеры обжигали кирпич и черепицу, умели ткать и прясть. Они ковали из меди и бронзы орудия труда и боевое оружие, пользовались боевыми колесницами, строили корабли. Высокого мастерства достигло ювелирное искусство. Ученые жрецы знали начала астрономии, математики и геометрию. В основе сегодняшнего исчисления времени лежит шумерская шестидесятичная мера, согласно которой в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд.
   Завидным был уровень скульптурного и архитектурного искусства шумеров. При раскопках холма Эль Убейд в Иране археологи нашли остатки шумерского храма III тысячелетия до нашей эры. Он был построен в виде трехступенчатой башни. Шумеры подобные храмы называли зиккуратами. Они возвышались на искусственно сооруженной террасе из кирпичной кладки. Стены зиккурата были сложены из плосковыпуклого кирпича и по строгому расчету слегка наклонены внутрь, что создавало оптическую иллюзию их вертикальности, уносящей дух молящихся высоко под своды храма. Этот оптический эффект шумеры знали за две тысячи лет до греков, использовавших его при строительстве, например, храма Аполлона.
   На террасах храма росли сады. К вершине храма вела большая лестница из крупных блоков белого известняка. У входа в храм стояли скульптурные фигуры львов в натуральную величину из меди, набитой на основу из битума и дерева. Кирпичная кладка также скреплялась битумом, он широко использовался в строительстве.
   В фундаменте храма археологи нашли табличку, в которой говорилось, что храм воздвиг второй царь первой династии царей в городе Ур-Аниипадд, сын Мессанипадда для своей владычицы Нин-Харсаг. Кем она была - женой царя, матерью или богиней, которой он поклонялся, - это осталось неясным.
   Самые значительные постройки в городе Ур были воздвигнуты во время третьей династии его царей на рубеже третьего и второго тысячелетия до н. э. В это время Ур не только столица государства шумеров, но и центр торговли и ремесел, имевший связи не только с соседями, но и с заморскими территориями. Довольно развитыми шумерскими городами были также Урук, Киш и некоторые другие.
   Самым главным, поистине великим и гениальным культурным достижением шумеров, несомненно, явилось издание ими скорее всего самой первой письменности в истории человечества. Она зародилась здесь уже в середине IV тысячелетия до н.э. Это было сначала рисуночное письмо. (Существует мнение, поддерживаемое рядом ученых, что рисуночное письмо изобретено народом, жившим в Месопотамии еще до шумеров, а последние лишь усовершенствовали этот вид древней письменности). Слова, обозначавшие предметы или явления видимого мира, изображались стилизованными рисунками. Например, вода рисовалась двумя волнистыми линиями, а слово "звезда" - рисунком, похожим на нашу букву "ж". Однако в одном и том же месте знаки имели до десяти и более значений, что представило большие трудности ученым при расшифровке и прочтении шумерской клинописи. Достоинствами этой письменности явилось то, что со временем она все более упрощалась. К концу III тысячелетия до нашей эры она уже была близка к алфавитной, т.е. знаки-понятия превращались в буквы. Однако этот процесс закончился только в I тысячелетии до нашей эры уже в Персии. Таким образом, нашим алфавитам в разных языках мы обязаны шумерской письменности, которая сумела, в отличие от китайской иероглифики, найти прогрессивный способ передачи содержания на обожженных глиняных табличках. До нас их дошло бесчисленное множество. Перестав быть живым языком, шумерский язык стал языком ученых, подобно латыни и древнегреческому.
   Обучение грамоте проводилось в школах при храмах и дворцах. Оно было платным, к обучению допускались только дети привилегированных лиц: жрецов, чиновников, капитанов кораблей, военачальников. Для нерадивых учеников в руках у специального школьного надзирателя всегда был хлыст.
   Религия шумеров, как и египетская, знала множество богов и богинь, вплоть до покровителей отдельных кварталов в городах. Но если египтяне верили в загробную жизнь и создали культ преодоления смерти, то шумеры признавали смерть как завершение жизни. Захоронения их царей и знати были куда более скромными, чем египетские, и не свидетельствовали о заботах обеспечить усопшего всем необходимым для загробной жизни.
   В верованиях шумеров сохранились пережитки давней тотемной системы. Так, некоторые боги почитались в образе животных, птиц, рыб. В дальнейшем в большинстве случаев они приобрели более абстрактный облик, лишь иногда сохраняя при этом некоторые атрибуты животных. В религиозной идеологии шумеро-аккадцев нашла свое отражение также смена древнего матриархата на более современный патриархат, отвечающий изменившимся условиям ведения хозяйства и владения собственностью. Приведенные жрецами в систему религиозные представления отводят богиням в пантеоне богов второстепенную роль. Они хотя и участвуют в советах богов, но без решающего права голоса.
   Уже древние шумеры имели свои религиозные представления о космологии, свои понятия о том, как и кем был создан весь видимый мир. Первичной стихией, согласно их мифологической концепции, был водный хаос, в недрах которого зародилась твердь в виде огромной горы, вершину которой занимал бог неба, а подножие - богиня земли. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль. Когда он подрос и возмужал, то разрезал гору у ее основания, отделив тем самым навсегда небо от земли. Став единовластным богом земли, он породил все последующие поколения богов. Его старший сын стал богом Луны, устами которого является Солнце, а также планета любви Иншена. Поскольку выходило из этих представлений о космологии, что Луна старше Солнца, то шумеры первой половиной суток считали ночь, а не день.
   От человеческих жертвоприношений богам уже в третьем тысячелетии до нашей эры шумеры отказались, заменив их закланием ягнят. Во время праздников идолы богов выносились из храмов. Их несли во главе торжественных процессий или везли по воде в роскошно украшенных ладьях. Молитвы в храмах совершались в сопровождении игры на флейтах, арфах и других музыкальных инструментах.
   Наряду с богами, которых можно было умиротворить обильным жертвоприношением и молитвами, в религии шумеров имели место и силы зла в виде не знающих жалости демонов. Воздействовать на них можно было только с помощью магии, которая в основном сводилась, как и в первобытном обществе, к уничтожению фигурок, изображавших этих демонов.
   Но, может быть, самое великое, что создала шумерская культура, - это образ Человека, ставшего с богами как равный с равными, первую в мире поэму, пропевшую славу Человеку, свершающему великие, доступные лишь богам дела, но доблестного земными доблестями и страдающего земными страданиями, поэму о Гильгамеше.
   Богиня любви и сладострастия, отвергнутая легендарным царем Шумера Гильгамешем за коварство и бесчеловечность, желая отомстить герою, умертвила его единственного и горячо любимого друга, а на самого Гильгамеша наслала коварную болезнь. Мучась от невыносимой боли, покрытый язвами и струпьями, терзаемый страхом смерти, унесшей него друга и угрожающей ему самому, Гильгамеш решил отправиться к единственному их людей, кого боги наградили бессмертием. Он надеется, что ему удастся узнать тайны вечной жизни. Бессмертный живет по ту сторону океана "вод смерти", которые не удавалось переплыть еще никому, да и путь до этого океана тяжелый и "полный всяких страстей". Почти обессиленный болезнью Гильгамеш все же проходит этот путь и переплывает "воды смерти". Мудрец вылечивает Гильгамеша от болезни и говорит, что бессмертие ему даровали за то, что спас он во время великого потопа, насланного злым богом, "семя жизни всякого рода". Затем он рассказывает Гильгамешу, где найти волшебную траву, дарующую телесное бессмертие. И, когда с великими трудами Гильгамеш достает эту траву, ее похищает злой дух в образе змеи.
   Трагично кончается это сказание - утверждением неизбежности смерти даже такого героя, как Гильгамеш.
   Но Гильгамеш стал первым, кто понял, что только дела человека бессмертны, если они достойны бессмертия, что "самый высокий человек не может коснуться небес", но надо делать все, чтобы "узнать тайны Неба и Земли", и, если на этом пути "страх подступит к тебе - прогони его вспять".
   ... Сквозь тернии к звездам - тысячелетия спустя сформулируют на языке Горация мысль, выраженную в сказании о Гильгамеше...
   От шумеров до нас дошли первые литературные произведения чуть ли не во всех литературных жанрах. Наряду с мифами о богах и их деяниях создавались эпические произведения, воспевающие подвиги героев, отличавшихся от богов только своей смертностью. Таков цикл сказаний о Гильгамеше, как удалось выяснить, действительно существовавшем царе в городе Урук, который при нем стал центром Двуречья.
   Культуру шумеров, в том числе и их литературное искусство, перенял и развил народ возникшего на земле шумеров государства Аккад, а затем Вавилон.

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникли города-государства шумеров?
2. Каким был общественный строй в государствах шумеров?
3. Во что верили шумеры?
4. Как развивалась клинопись?
5. Кто унаследовал достижения шумерской культуры?

 
< Пред.   След. >