YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЕГИПЕТ – КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ЕГИПЕТ – КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЕГИПЕТ – КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

   Хотя, примерно, в одно историческое время с возникновением государства Та-Кемет (что означает Черная земля) в долине Нила зарождалась государственность в междуречье Тигра и Евфрата, истоками нашей сегодняшней цивилизации мы обязаны, в первую очередь, Древнему Египту, хотя бы уже потому, что он является ближайшим соседом Европы.
   Слово "Египет" древнегреческого происхождения, от Айгюптос - так греки называли город, который впоследствии стал известен как Мемфис. Египетское государство и его народ просуществовали, не претерпевая принципиальных изменений в укладе своей жизни, более четырех, если не всех пяти тысячелетий, тогда как народы Азии и северной Африки, жившие в одно время с египтянами, то создавали свои государства, то разрушали их. От Древнего Египта через греков и римлян Европа приняла эстафету культурного прогресса и донесла ее до наших дней, непрерывно развивая и приумножая достижения науки и техники, совершенствуя все виды искусства. При этом надо отдавать себе ясный отчет в том, что культура Древнего Египта в свою очередь испытала влияние существовавших параллельно с нею культур в соседних очагах цивилизации.
   Интенсивное заселение долины Нила началось еще в неолите (новокаменном веке) за пять с лишним тысячелетий до нашей эры и продолжалось в меднокаменном веке вплоть до четвертого тысячелетия до нашей эры. Тогда различные семито-хамитские племена со светлой кожей пришли сюда из Ливии и других мест Северной Африки, слились здесь с аборигенами, приняли их язык, обычаи и верования, образовав единый египетский народ.
   Первоначально египтяне довольствовались тем, что давала им природа в довольно узкой - от четырех до двадцати километров - долине Нила, которая после ежегодных разливов этой реки (в июне в результате тропических дождей в ее верховьях) покрывалась черным слоем плодородного ила. В обширной, заросшей тростником-папирусом дельте Нила водилось много дичи, охота на которую продолжалась еще долгое время, параллельно с зачатками земледелия. Потребность в новых землях для выращивания сельскохозяйственных культур заставила египтян осушать болота и строить оросительные системы, а развивающиеся ремесла нуждались в материалах, которых не было в долине Нила. И уже первые государственные объединения, возникавшие здесь, были вынуждены завоевывать области за пределами долины Нила: Аравийское нагорье на востоке между Нилом и Красным морем. Эти земли поставляли Древнему Египту необходимые для строительных работ различные породы камня, древесину, медь, золото и серебро, позднее и железо. Так, на самом раннем этапе создания государственности в Египте возник товарообмен, развивалась меновая торговля. Первые египетские купцы вывозили и продавали далеко за пределами страны продукты сельского хозяйства и изделия своих ремесленников.
   Историю Древнего Египта, развитие в нем материальной и духовной культуры принято подразделять на следующие периоды:
   - додинастический (примерно, V - IV тысячелетия до н.э.);
   - раннее царство (правление двух первых династий фараонов, закончившееся в начале третьего тысячелетия до н. э.);
   - древнее царство (до 2400 лет до н.э.);
   - среднее царство (XXII - начало XIX в. до н.э.);
   - новое царство (XVI - XII вв. до н.э.);
   - позднее царство (XI в. до 322 г. до н.э.).
   Конечно, это деление на отдельные периоды, равно как и датировка их, довольно условно. Сами египтяне не делили свою историю на такие периоды, для них она продолжалась как нечто непрерывное и целое. Но мы примем его для удобства рассмотрения многовековой истории Египта, предварительно оговорив более чем двухсотлетний разрыв между Средним и Новым царством. Он объясняется завоеванием Египта ордой гиксонов, которые потом были изгнаны.
   Согласно преданию, известному отцу греческой истории, каковым считают Геродота, около трех тысяч лет до нашей эры в долине Нила после длительной войны еще в додинастический период между Верхним и Нижним царствами (победило первое из них), образовалось единое государство Египет. Первым царем, или, как его называли египтяне, фараоном в этом Раннем царстве стал Мин. Он основал первую династию фараонов и положил начало ведению летописей Египта. На стыке Верхнего и Нижнего царств Мин заложил столицу Хетка Птах, или город Мемфис, как его называли потом греки.
   Но есть и другой исторический источник. В Каирском музее хранится великолепная шиферная плита конца четвертого тысячелетия до нашей эры. Она свидетельствует о переходе от додинастического периода к Раннему царству при фараоне Нармере, который победой над северянами завершил объединение Верхнего и Нижнего Египта.
   Понятие додинастический период так же условно, как и вся последующая периодизация истории древнего Египта. Династии правящих фараонов существовали и в этом периоде, но о них нам мало что известно. До наших дней, например, дожила пирамида фараона Джосера, основателя третьей династии, одна из первых египетских пирамид, воздвигнутая около пяти тысяч лет назад. От более поздних пирамид классического типа, как их можно назвать, пирамида Джосера отличается своей формой. Она выполнена в виде ступенчатой лестницы, поднимающейся к небу.
   Известно и имя создателя этой пирамиды. Его звали Имхотеп. Он был одним из первых гениев человечества, имевший глубочайшие познания в области архитектуры, астрономии, медицины. Имхотепу на протяжении последних тысячелетий истории Египта воздвигались памятники, в честь его построен храм в Мемфисе, так как он был причислен к богам и считался покровителем писцов. Древние греки почитали его как бога медицины.
   При фараоне второй династии Хасехеме произошло окончательное объединение близлежащих к Египту областей в единое централизованное государство. Одной из наиболее важных функций власти фараонов стало создание и поддержание в порядке обширной централизованной оросительной системы в долине Нила. Уже одно это оправдывало безграничную власть фараона, которого египтяне почитали как божество. Незыблемость, более того - непостижимость верховной власти фараона поддерживалась кастой жрецов, проповедовавших в народе своеобразную религию. Основой ее являлась вера в загробное существование душ, что якобы обеспечивало бессмертие при строгом соблюдении культа захоронения. Тело умершего подвергали мумификации. В искусстве мумифицирования древние египтяне достигли непревзойденных высот. Мумии фараонов и знатных вельмож помещали в золотые саркофаги и хоронили в пирамидах вместе со всем тем, что может потребоваться душе, вселившейся в мумию, в загробной жизни. Впрочем, мумифицировали только фараонов и знать, простолюдинов заворачивали в циновки и хоронили во рвах возле кладбищ. О бессмертии их душ заботиться было некому.
   Особенно величественными, небывало роскошными были пирамиды фараонов, которые до сих пор считаются одним из семи чудес света. Знаменитую пирамиду фараона Хеопса строили более двадцати лет сотни тысяч рабочего люда. С момента своей постройки (около 2600 г. до н.э.) пирамида, сложенная из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков, весом в две и более тонн каждый, ушла на десять метров в землю, вернее в песок, засыпавший ее подножие, но и сейчас внутри пирамиды свободно может поместиться Исаакиевский собор в Петербурге, высота которого 107 метров. И еще останется 30 метров свободного пространства над его куполом.
   Трудно представить себе, каких средств и усилий стоило строительство подобных пирамид, а кроме них в древнем царстве Египта строились многочисленные дворцы, храмы и усыпальницы из камня для знати, велось строительство и ремонт оросительной системы. Все это истощало казну, заставляло вести новые войны, приносившие богатые трофеи и массу пленных, обращаемых в рабов.
   О неслыханной ценности сокровищ, помещаемых в пирамиды, можно было бы только догадываться, так как все они оказались дочиста опустошенными грабителями в глубокой древности. Но археологам посчастливилось найти нетронутой гробницу Тутанхамона, умершего в XIV в. до н.э. Несколько помещений внутри гробницы были буквально забиты массой вещей, которые, как полагали египтяне, должны были потребоваться фараону при его загробной жизни. Здесь были четыре царские колесницы, окованные золотом, золотой трон, усыпанный драгоценными камням, мозаики, изображающие фараона и его жену, головы охотничьих трофеев фараона, сундуки с одеждами и обувью, драгоценными ювелирными изделиями, сосуды замечательной работы и другая многочисленная посуда и утварь. Когда вскрыли дверь в помещение, где стоял саркофаг, ученые увидели сплошное золотое сияние. Золотом и керамическими плитками бирюзового цвета были покрыты все стены. Но великолепнее всего оказался саркофаг, занимавший большую часть помещения: ученые, вскрыв крышку саркофага, увидели на лице фараона массивную золотую маску. Вся мумия была усыпана драгоценными украшениями. Словом, сокровищам этого захоронения невозможно назвать любую цену, как бы велика она ни была. А ведь Тутанхамон не был сколько-нибудь значительным фараоном. Он умер в восемнадцатилетнем возрасте, когда Египет далеко не был цветущим государством, и похоронили его не в пирамиде, а в усыпальнице, не поднимающейся над уровнем земли, что, впрочем, способствовало ее уникальной сохранности.
   Однако продолжим рассмотрение культурных достижений в Древнем Египте поэтапно, в периоды существования в нем различных царств.
   Уже в Древнем царстве была достигнута высокая продуктивность всех отраслей сельского хозяйства: в Нижнем Египте научились выращивать несколько сортов винограда и получать из него вино, быстрыми темпами развивалось скотоводство на орошаемых пастбищах. Египтяне первыми поняли необходимость скрещивания для улучшения породности скота. В стадах с этой целью содержались прирученные дикие животные. Особенное внимание уделялось разведению свиней, овец, водоплавающих и сухопутных птиц.
   Больших успехов в Древнем царстве достигло ткацкое ремесло: был изобретен вертикальный ткацкий станок. Но самым значительным для всей последующей цивилизации стало изобретение папируса, что способствовало широкому распространению письменности не только в Египте, но и в древнем греческом мире, вплоть до средних веков, когда папирус вытеснила бумага, изобретенная китайцами.
   Египтяне издревле занимались пчеловодством, чего не знали другие народы, которые, как наши предки - славяне, знали только бортничество - добычу меда диких пчел путем разорения их ульев в дуплах деревьев. Умению вести садоводство и огородничество мир также обязан египтянам, равно как и выращиванию земляных культур - ячменя и пшеницы.
   Уже со времен Древнего царства египтяне стали мореходами, начав ходить под парусами и на веслах по Нилу, который являлся водной транспортной артерией между Верхним и Нижним Египтом. Колесный транспорт появился здесь лишь во втором тысячелетии до н. э.
   В период Древнего царства Египет стал крупнейшим деспотическим государством, опиравшимся на разветвленный бюрократический аппарат, охранявший частную собственность фараона, храмов и знати, владельцев обширных земельных участков, так называемых номов.
   Однако расцвет и благополучие Древнего царства не могли длиться бесконечно. Власть фараонов стала ослабевать, в противовес ей росло значение номовой знати и жречества. С середины XXIII в. до н. э. начался период упадка и внутренней раздробленности Египта. Во время смут и междоусобиц единая в стране оросительная сеть подверглась разрушениям, урожайность всех сельхозкультур покатилась вниз, в стране начался голод.
   Прекращению смут и возрождению Египта как единого государства в период Среднего царства (расцвет его относится к XXII - XVIII вв. до н.э.) способствовала социальная переориентация фараонов: вместо самодовольных знатных вельмож, владельцев номов, они все чаще стали привлекать для ведения государственных дел простолюдинов, усилили войско, ставшее их главной опорой.
   Во время Среднего царства было создано гигантское водохранилище, снабжавшее водой из Нила всю оросительную систему Египта. Возродилась прежняя слава египетского земледелия и скотоводства. Продолжали совершенствоваться орудия труда. Наряду со шлифованным каменным и медным инструментом появились и стали использоваться более прочные орудия труда и оружие из бронзы. Изобретаются фаянс и стекло. В эту эпоху египтяне знакомятся с лошадью, которая используется как для различных хозяйственных работ, так и для запряжки в боевые колесницы. Практически завершается приручение диких животных, последним из которых была кошка. Она настолько полюбилась египтянам, что позднее стала священным животным, наряду с крокодилом и жуком-скарабеем.
   Особенно впечатляет объем духовной культуры в эпоху Среднего царства. Окончательно складывается египетский язык, на котором создаются художественные произведения, ведется частная переписка и делопроизводство. Этот древний, письменно закрепленный египетский язык просуществовал до XIV в. до н.э., а в качестве языка свершения религиозного культа и богослужения сохранился до конца египетской истории. Принципиальному изменению язык египетской письменности подвергся в результате перехода иероглифического письма, оперировавшего словами - понятиями, к слоговому. Кстати сказать, такой переход до сих пор еще не совершился в китайском иероглифическом письме.
   До нас дошла только малая толика художественных произведений той далекой эпохи, такие, как "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "История Синухета", "Красноречивый поселянин". Нам, людям, избалованным изысканными современными литературными произведениями, эти первые художественные опусы кажутся наивными, однако именно они служили образцами для литературы древних Эллады и Рима.
   В период Среднего царства успешно развивается наука, еще не отделившаяся от религиозного миросознания, пишутся математические и медицинские тексты, зарождается астрономия. В гробнице богатого вельможи Гамессеума археологами найдены списки созвездий и целая библиотека научной, религиозной и дидактической литературы. Эта находка позволила установить, что уже тогда египтяне делили год на 12 месяцев, в каждом из которых было 30 дней, остальные пять дней года считались нерабочими. Время дня измерялось солнечными часами, позднее были изобретены водные часы, позволявшие узнавать время в течение всех суток.
   Строительство пирамид продолжалось и в Среднем царстве, хотя размеры их стали скромнее. Зато в священных угодьях бога-крокодила близ новой столицы Египта Иттаун сооружается заупокойный храм фараона Аменемхета III, названный греками Лабиринтом и считавшийся ими, как и пирамиды, одним из семи чудес света. Этот уникальный ансамбль из множества колонн, залов и проходов между ними, имевший 1500 подземных и столько же надземных помещений, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени, по свидетельству античных авторов, представлял собой пантеон египетских богов. Геродот, заставший лабиринт еще в целости и сохранности, утверждал, что он превосходит по всем статьям пирамиды.
   Около 1700 г. до н.э., в период Нового царства, в Египет вторгается из Сирии и Палестины орда азиатов - гиксонов. Они без особых усилий покоряют Египет, правители которого, пресыщенные богатством и развращенные роскошью, не смогли оказать им достойного сопротивления. Но, имея несравненно более низкую культуру, гиксоны быстро растворились в коренном населении Египта, приняли его язык и веру в богов. Их цари поспешили именовать себя фараонами. Однако уже в начале XVI в. до н.э. освободительная борьба египтян против гиксонов заканчивается устранением последних со всех государственных постов.
   Во второй половине XVI в. до н.э. при фараоне Тутмосе I Египет вновь превращается в мощную державу, претендующую на мировое господство. Египетские воины на громоподобных колесницах далеко расширяют пределы страны. В Египет рекой текут золото и драгоценные камни, дорогая утварь и ювелирные украшения, выполненные руками чужеземных мастеров. По его дорогам шагают тысячи пленных, которым судьба уготовила стать рабами победителей-египтян.
   Эпоха Нового царства не только продолжила внутреннее развитие египетской культуры, но она стала временем наиболее интенсивного распространения этой культуры за пределы Египта и взаимодействия с культурами соседних народов в Африке и Азии, особенно в Ливии и Нубии. В искусстве Нового царства пробивается тепло земного чувства, размышления авторов письменных литературных текстов носят следы земных тревог и забот человека. Этим новым светом как бы изнутри освещаются прежние традиционные формы. Впрочем, многие традиции к этому времени уже стали изживать себя. Архитектура совершенствуется и оттачивает свое великолепное мастерство уже не столько в строительстве гробниц фараонов, сколько в сооружении храмовых ансамблей. Труд архитекторов, художников, скульпторов и авторов летописей, каковыми часто были жрецы, ценился чрезвычайно высоко, они становились приближенными фараона, их имена увековечивались.
   В эпоху Нового царства при Аменхотепе III после долгих войн наступили мир и стабильность. При этом настолько возросла роль жрецов, а богатства жрецов достигли такой величины, что стали конкурировать с собственностью фараона. Именно это послужило побудительным мотивом для самого выдающегося события эпохи, каковым стала реформаторская деятельность фараона Аменхотепа IV. В XIV в. до н.э. он выступил против засилья фиванских жрецов, отменив законодательным актом весь многочисленный пантеон египетских богов. Вместо них был назван единым для всех египтян бог солнца Атон. Себя фараон называл Эхнатоном, т. е. угодным богу солнца. Так впервые в мире утверждается единобожие, ставшее позднее основой многих религий на нашей планете. Но в самом Египте оно долго не продержалось из-за резкого противления этому жреческой касты, у которой фараон-реформатор отнял земли, богатства и попытался подорвать ее влияние на народные массы.
   За 12 лет правления Эхнатона произошла подлинная революция не только в религиозных верованиях, но и в искусстве Египта. Оно как бы сдвинулось с прежних, традиционно неизменных в течение тысячелетий позиций и представлений от идеальной формы к реальности, человеческой теплоте, о чем можно судить хотя бы по портрету Нефертити, жены Эхнатона, который до сих пор считается образцом непревзойденной женской красоты.
   В эпоху Позднего царства окончательно складывается новоегипетский язык, художественные и научные произведения, написанные на нем, дошли до нас. Песни, написанные на этом языке, проникнуты глубоким лиризмом, в них отдается предпочтение светским, а не религиозным мотивам. Продолжается строительство грандиозных храмов, но фараонов и знать уже не погребают в пирамидах, а строят для них более скромные подземные усыпальницы - мастабы. Культура Египта все больше воспринимает веяния, исходящие от соседних государств.
   В 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевывает Египет и начинается период грекомакедонского владычества. История Древнего Египта как бы заканчивается на этом, передав народам Европы всю сокровищницу своей самобытной культуры.

 
< Пред.   След. >