YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (V В. ДО Н.Э.)
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (V В. ДО Н.Э.)

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (V В. ДО Н.Э.)

   Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н. э.
   В начале V в. до н.э. центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины - центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.
   Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Всестороннее развитие личности стало целью образования (в том числе и физического). Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.
   Первым философом, прославившим Афины, был Анаксагор из малоазийского города Клазомены. Материалистические основы рассуждений Анаксагора близки к ионийской натурфилософии. Некоторое время проживал в Афинах и знаменитый Демокрит из Абдеры. Ему принадлежит учение об атомах - неделимых и неизменных частицах, вечно движущихся в пустоте. Демокрит, по-видимому, самый универсальный греческий мыслитель античной эпохи: автор трудов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, музыке, поэзии, грамматике, архитектуре, медицине - в этом отношении с ним мог соперничать один лишь Аристотель.
   Воплощением эллинской мудрости V в. до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение. Босой, в залатанном плаще, некрасивый Сократ давал уроки всем желающим и не брал платы за учение. Многие современники не видели большой разницы между Сократом и софистами, причисляя и первого к новым "учителям мудрости". Но отличало их то, что Сократ верил в существование объективной истины, правда, не обещая своим ученикам раскрыть ее непременно: ведь он сам говорил о себе: "Я знаю, что ничего не знаю". У Сократа было немало врагов, так как он с присущей ему иронией нередко ставил в тупик собеседников и обличал человеческую глупость, предрассудки, ложные мнения. Политические противники Сократа имели достаточно поводов для того, чтобы привлечь его к суду (за безбожие и аморальность) и затем, как известно, обречь философа на смерть. По приговору суда Сократ выпил яд.
   В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. "Гиппократов корпус", свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (V - IV вв. до н.э.), дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. Медицина жрецов сменилась в Греции медициной врачей, основанной на точных наблюдениях.
   Если Гиппократа называли "отцом медицины", то Геродота - "отцом истории". Уроженец мало- азийского города Галикарнасс Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде "История" - первом связном изложении исторических сведений.
   Подобно тому как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, V в. до н.э., когда культурным центром Эллады сделались Афины, выразил себя в аттической трагедии и комедии - жанрах, наиболее полно отвечающих духу классического полиса.
   Трагедия возникла из хоровой песни, из дифирамба (в переводе букв - "песнь козлов"), распевавшегося "сатирами", одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров (с VI в. до н.э.).
   В V в. до н. э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо.
   Театр занимал совершенно особое место в жизни древних греков, он был общественным институтом и имел дидактические (воспитывающие) функции.
   Греческий театр во многом отличался от современного. Во- первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были из одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (хорегия). Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова; высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя.
   Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.
   Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга - " отец трагедии" Эсхил и два его современника - Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии "Персы", "Прикованный Прометей", "Орестея" и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила - проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы - царь Эдип, Антигона, Электра - глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида - отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.
   Расцвет аттической комедии (V в. до н.э.) связан с творчеством Аристофана ("Всадники", "Осы", "Облака", "Лягушки", "Мир", "Лисистрата" и др. комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Это отличает аттическую комедию с ее язвительной сатирой и постоянной политической заостренностью от классической трагедии с ее интересом к легендарному, мифологическому прошлому древних греков.
   В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром художественного творчества были Афины.
   В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 - 427 гг. до н.э.) в Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Даже сейчас, в развалинах, этот памятник золотого века античной культуры сохраняет свою гармонию и величавость.
   Строительными работами и украшением афинского Акрополя в V в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя - Парфенона, посвященного богине Афине-Деве. История сохранила имена его создателей - Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон - воплощение гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь, - Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Афины-Ники Аптерос, напротив, преобладали ионические черты.
   В ионическом ордере был построен (в конце V в. до н.э.) своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея - Эрехтейон - образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный - вместо колонн там стоят шесть женских фигур - знаменитые кариатиды.
   Храмы Акрополя расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан - Великих Панафиней - лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания - от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.
   Храмы не единственное украшение Акрополя. Особое место в нем занимала скульптура. Своего совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона (работа Фидия и его учеников). На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними - метопы. Метопы Парфенона имели рельефы, изображающие битвы греков с амазонками, лапифов - с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов. Из более чем 500 фигур на скульптурном фризе Парфенона ни одна не повторяет другую. Он считается одной из вершин классического искусства.
   Внутри Парфенона, в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины, но высечена не из бронзы или белого мрамора, а из слоновой кости и золота. Из чистого золота сделана одежда богини, а ее шлем, волосы и щит выполнены из золотых пластин. В глазницы вставлены драгоценные камни - сапфиры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины-Девы величие родного города. Фидий явил миру новый образ Афины - богини-воительницы и богини мудрости - истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества афинского полиса.
   Идеал человеческой личности воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе - Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии), высота статуи 14 м. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал образу жестокого и мстительного царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, сделана из золота и слоновой кости, но, в отличие от последней, причислялась к семи чудесам света. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?" - восторженно писал древний поэт.
   Скульптура в целом переживает в V в. до н. э. период бурного расцвета. На смену господствовавшим в эпоху архаики двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
   Утверждение достоинства и величия человека и гражданина - главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих современника Фидия - Мирон и Поликлет - прославились созданием скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным материалом была бронза, всемирно известен "Дискобол" Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена идущая от архаического периода статичность. Мирон - первый среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику человеческого тела.
   Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. - Поликлет - определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел в IV в. до н. э. новый, открытый скульптором Лисиппом. Согласно канону Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8.
   Эти и другие соотношения строго соблюдены в фигуре "Дорифора", воплотившего в себе идеал мужской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не сохранились до нашего времени: дошли лишь римские мраморные копии.
   С начала IV в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны (особенно Пелопоннеская война 431 - 404 гг. до н.э.), политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу - союз равноправных граждан. Реакцией на эти процессы явилось ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков - молодое государство Македония, покорившее Грецию в 338 г. до н.э.
   Однако политико-экономический кризис, переживаемый греческими полисами в IV в. до н.э., не означал упадка культуры, напротив, этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, философии, науке и искусстве. В этот период творили такие выдающиеся мыслители древности, как Платон и Аристотель, на небывало высокий уровень поднялось ораторское искусство, а изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
   Очень популярной в IV в. до н.э. была философия киников, основанная на учении о жизни в согласии с природой и ограничении насущных потребностей. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. О нем рассказывали, что он жил в простой бочке на площади, в полной нищете, но язвительно высмеивал пороки и условности в поведении окружающих. Это он днем в толпе искал с фонарем того, кого мог бы назвать человеком, говоря: "Народу много, а людей немного". Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков.
   Среди многочисленных учеников Сократа в IV в. до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности, создателем целостной системы философского идеализма. В Афинах он основал свою школу в роще, посвященной герою Академу - Академию.
   Самый знаменитый ученик Платона - Аристотель, сын врача из города Стагира (поэтому часто называемый Стагиритом). Аристотель впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: "Платон мне друг, но истина дороже".
   В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, Аристотель основал новую школу, названную Ликеем, где он прогуливался со своими учениками, беседуя на философские темы. Еще до основания Ликея Аристотель в течение нескольких лет воспитывал наследника македонского престола Александра Македонского.
   Как философ Аристотель был вдумчивым ученым - систематиком. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Но Аристотель не только автор собственной оригинальной системы. Он также систематизировал все накопленные к его времени научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и сами философские знания, выделив логику как самостоятельную науку. Но это перечисление - лишь часть того поистине универсального наследия, которое оставил этот гений древнегреческой культуры.
   Если в V в. до н.э. центром монументальной архитектуры были Афины, то в следующем, IV в. до н.э., центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями, чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором прославился, в частности, талантливый зодчий Пифей, построивший в г. Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей - грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в г. Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжке - квадригой, древние причисляли к семи чудесам света. Здание поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи " высокой классики". Не менее пышными и гигантскими были классический диптер (храм с двойным рядом колонн), также считавшийся" чудом света": храм Артемиды в г. Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.
   В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характера - театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль построен в г. Эпидавре: храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета - младшего.
   Скульптура IV в. до н.э. передавала, по сравнению с творчеством великих афинских скульпторов V в. до н. э., больше индивидуальных черт. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости классического стиля V в. пришли другие тенденции - драматический пафос, лиризм, задушевность и грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души, настроения. Скопас, уроженец "мраморного" острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его "Менада", танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками - "Амазономахию".
   Пракситель, младший современник Скопаса, любил изображать олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его "Отдыхающий сатир" и "Аполлон" с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - " Афродита Книдская" - прообраз многих позднейших изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя (так же, как и Скопаса) сохранилось очень мало: нам известны в основном лишь римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
   Стремление передать многообразие характеров - основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н. э. - Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в "Апоксиомене" Лисиппа.
   Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением - "Аполлоном Бельведерским". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.
   В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV в. до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую, эпоху.

 
< Пред.   След. >