YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow КУЛЬТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В I – II ВВ.
КУЛЬТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В I – II ВВ.

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В I – II ВВ.

   Римская культура в это время сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Дион Хризостом; поэты - Лукиан, Марциал, Ювенал; писатели - Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Элий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые - Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.
   Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.
   Уроженец греческого города Херонея Плутарх прославился как автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек Дион Хризостом (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. Гай Светоний Транквилл составил биографии двенадцати римских цезарей - первых 12 императоров - от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историкам I - II вв. был Корнелий Тацит, автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом: умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.Большой популярностью в ранней Римской империи пользовался эпистолярный (epistola - письмо) жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Появился новый жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один - " Метаморфозы или Золотой осел" Апулея (II в.).
   Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в том числе и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.
   Преемники Августа украсили Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н. э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона) император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название "Золотой дом" из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище, при Нероне стал именно тем прекрасным и вечным Римом, которым восторгались его современники.
   После гражданской войны 68 - 69 гг. пришедший к власти Веспасиан начал строить амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.). Это здание в древности называлось "Амфитеатр Флавиев". Название "Колизей" оно получило, по-видимому, от колосса Нерона, стоявшего поблизости. В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это было трехэтажное сооружение (позднее добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м из трех ярусов арок-входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: в жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) на них над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, а в третьем - коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.
   Арену Колизея иногда заполняли водой, и на ней разыгрывали морские сражения. В 400 г. гладиаторские игры, как языческие зрелища, были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты. До настоящего времени Колизей сохранился в полуразрушенном состоянии.
   Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего Аполло- дора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые "рынки" Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине форума высилось еще одно грандиозное сооружение - базилика Ульпия - здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма. Она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных дляримской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки - латинская и греческая, достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших различные эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа - 200 м). При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников античности. Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.
   Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.
   В I - II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной, греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

 
< Пред.   След. >