YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МИРООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МИРООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МИРООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

   Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания в отношении людей в обществе и т. д.
   В основе средневекового миросозерцания и миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством.
   Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией. Сама средневековая эпоха была сформирована христианским наследием.
   Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (в I в. н. э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны, оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира, в то время как античная, языческая философия исходила из признания вечности мира.
   К концу античной эпохи христианство одержало окончательную победу над язычеством, что означало гибель античной культуры и цивилизации.
   Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а человек является органической частью этого мира. Античное мироощущение также придавало большое значение человеческому разуму, его способности самостоятельно познавать мир и изменять его.
   В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца - Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного.
   Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом обществе особую психологическую атмосферу. Поэтому столь частым явлением были массовые покаяния, пострижения в монахи. Теоцентризм средневековой культуры принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью судьбы, непрочностью жизни и близостью смерти.
   Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный - небесный, которые неотделимы друг от друга. Примирение или противопоставление этих двух миров - проблема, занимавшая средневековое сознание на всех уровнях: и высших, и низовых.
   Согласно теологическому миропредставлению, мир делится на две части и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось "темницей души", которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства.
   Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Христианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению насилия, идеям всеобщего равенства.
   У средневековья свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стала верность, вера.
   Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Практически все его творения служили религиозному культу. Архитектура, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка. Средневековое искусство, в отличие от античного, почти не выражало радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира.
   Показательно также отсутствие жанра портрета в средневековой живописи, что можно объяснить отрицанием конкретного, детализированного изображения пространства или человека.
   Наиболее распространенным и популярным жанром литературы тогда были жития святых; самым типичным образом архитектуры - собор; самым распространенным жанром живописи - икона; излюбленными образами скульптуры - персонажи Священного Писания.
   Церковь регламентировала не только искусство - жестоко преследовались ею ереси, инакомыслие, сочинения тех философов и ученых, которые расходились с официальной церковной доктриной.
   У истоков средневековья и феодализма в Западной Европе стояли две социальные системы: грекоримская, античная, и варварская, германская. Итогом их встречи и стало рождение средневекового мира.

 
< Пред.   След. >