YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХI – ХIII ВВ.
ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХI – ХIII ВВ.

ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХI – ХIII ВВ.

   Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих достижений "средневекового Ренессанса" ХII в. был расцвет литературы. В ХI - ХIII вв. записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос, который стал важнейшей составной частью письменной культуры средневековья. Эпос выступал хранителем коллективной памяти об историческом прошлом, был выразителем идеалов и эстетических ценностей европейских народов. Его корни уходят далеко в глубь эпохи Великого переселения.
   Другим направлением литературного творчества XI - ХIII вв. была рыцарская литература - важная часть рыцарской культуры средневековья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин "рыцарство". В период развитого феодализма понятие "рыцарь" стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям - крестьянам и горожанам.
   Складывается образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому "рыцарь без страха и упрека" должен был происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь "христианский мир". Кроме этого, идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым к вассалам, защитником слабых и угнетенных. От рыцаря требовалось быть обходительным, уметь играть на музыкальном инструменте и сочинять стихи, участвовать в турнирах и, наконец, соблюдать все правила "куртуазии'' - безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскость. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но он играл большую роль в западноевропейской культуре.
   В рамках рыцарской культуры в ХII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде.Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов Артура (V - VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его - Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис - воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, в том числе бретонского цикла, были поиски святого Грааля - чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа.
   В бретонский цикл романов входит и прекрасная "Повесть о Тристане и Изольде" - поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.
   Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в ХII в. был французский поэт Кретьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих "романах в стихах". Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.
   Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе ХI - ХIII вв. распространяется культура городов, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города - ремесленников, торговцев, представителей плебса, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолюбие, практическую смекалку, лукавство, хитроумие и пронырливость горожан. Героями городской литературы стали смышленый ремесленник или крестьянин, хитый поп, которые без труда оставляли в дураках богачей, кичащихся своим сословным превосходством.
   Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство.В XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим художественным синтезом средневековья.
   Истоки происхождения готики искали в разных направлениях. Усматривали их и в подражании стилю деревянной техники, и в очертаниях лесной чащи, вызывающих чередование света и тени, и в облике колонн, собранных в пучки, и даже в воспроизведении огромного, оснащенного, многомачтового корабля. Связывали готику также с германским вкусом и германской стихией.
   Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением - строительство городских кафедральных соборов. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на о. Кипр и Родос.Готическое искусство тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первые были символом богатства, а вторые - его независимости.
   Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре совершался в XI - XII вв. Он был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери - знаменитый Парижский Нотр-Дам. Образцом "зрелой готики" и "академией искусств" стал знаменитый французский собор в Реймсе - месте традиционной коронации королей Франции.
   Самый знаменитый во Франции готический монастырь - Мон Сен Мишель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Ла Мервей, что значит "чудо".
   Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля. Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский.
   Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (собор в Леоне, Бургосе и др.)
   В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком Новгороде появились здания в готическом стиле. Многочисленные его памятники сосредоточены в городах Нидерландов, Австрии, Венгрии, Польше, Прибалтике.

 
< Пред.   След. >