YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIV – XV ВВ.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIV – XV ВВ.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIV – XV ВВ.

   На втором этапе развитого средневековья значительно возрастает роль Европы как носителя прогрессивных тенденций мировой истории. Если раньше страны Востока по темпам своего развития несколько опережали Запад, то к XIV в. Европа выдвигается на ведущее место.
   В XIV в. произошло падение авторитета католической церкви и папства, что привело к значительным последствиям и изменениям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизованных государств также способствовало высвобождению духовной культуры из-под диктата церкви, успехам техники и научного знания, развитию интереса к светскому знанию. Центрами интеллектуальной жизни становятся университеты.
   Культурное развитие западноевропейского региона в XIV - XV вв. характеризовалось следующими основными особенностями:
   - освобождением от влияния церкви;
   - постепенным складыванием национальных характеров и национальных культур;
   - возникновением в Италии особого гуманистического мировоззрения, нового понимания человека и нового типа культуры - ренессансного.
   Рубеж XIII - XIV вв. оказался переломным в культурной жизни Италии. Как бы венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величайшая фигура Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.) - "последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени". Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального мировоззрения и нового, гуманистического. Сложнейшая фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником новой культурно-исторической эпохи - Возрождения.
   Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. В главном произведении Данте - "Божественной комедии" - наряду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живописующая загробный мир, тем не менее очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью. "Божественная комедия" - вершина творчества Данте - была написана им в годы изгнания, в Равенне.
   Данте считают создателем общеитальянского литературного языка: его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском диалекте. Поэма Данте - единственное в своем роде произведение мировой литературы, ее непревзойденный шедевр, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. "Божественная комедия" являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера.
   Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин человеческого чувства и владеет такими простыми и сильными приемами словесного выражения, что до сих пор остается недосягаемым образцом высочайшего искусства.
   Из Италии ростки новой культуры распространились в другие страны Европы. Гуманистическая культура постепенно формируется во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Испании и других странах. Аскетические идеалы и религиозный спиритуализм сменяются признанием ценности и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и подлинных чувств.
   В XIV - XV вв. продолжается расцвет городской культуры, литературы, распространяются такие ее жанры, как поэзия, драма и прозаическая новелла.Одним из замечательных французских поэтов XV в. был Франсуа Вийон. Поэзия Вийона отразила глубокие классовые противоречия современного ему общества. В основе его стихов лежит народное творчество, поэту свойствен глубокий интерес к человеку.
   В городском театральном искусстве широкое применение получают фарсы - юмористические сценки, реалистически изображающие быт горожан и высмеивающие корыстолюбие и бездушие богачей.
   В Германии в XV в. появляется новый поэтический жанр - мейстерзанг, постепенно вытеснивший рыцарский миннезанг.
   Мейстерзанг - это песенная поэзия, в которой преобладают религиозно-дидактические мотивы. В городах средневековой Германии большую популярность приобрели песенно-поэтические состязания мейстерзингеров.
   Английская литература XIV - XV вв. была представлена разными жанрами. Особенно популярным был цикл баллад, посвященных Робину Гуду - любимому герою английской литературы, в образе которого отразилась вековая мечта народа о справедливом и сильном защитнике угнетенных.
   Образцом крестьянской литературы в Англии является аллегорическая поэма "Видение о Петре-Пахаре" Уильяма Ленгленда (Х в.). Воспетый автором крестьянский труд противопоставляется в поэме деятельности духовенства, сборщиков налогов. Идеи У. Ленгленда были популярны в среде участников восстания под руководством Уота Тайлера.
   Вместе с разложением средневекового рыцарского сословия приходит в упадок и рыцарский куртуазный роман. Попытку возродить последний предпринял в ХV в. английский дворянин Томас Мэлори, автор выдающегося памятника английской литературы - романа "Смерть Артура". Сюжет романа восходит к кельтскому эпосу и содержит отголоски реальных событий, средневековых представлений и верований; в центре повествования - легендарный король Артур, император Британии, Галлии, Германии и Дании, и его дружина - благородные рыцари Круглого стола. Томаса Мэлори называли в Англии "Геродотом легенд". Его версия о приключениях и подвигах короля Артура - одна из самых любимых и почитаемых во всем цикле. Сказания о короле Артуре не раз воспроизводились в позднейшем изобразительном искусстве, музыке и поэзии. На их основе Марк Твен создал свою знаменитую пародию-сатиру "Янки при дворе короля Артура".
   Во втором периоде развитого средневековья ускоренными темпами развивалось изобразительное искусство Западной Европы, которое приобрело некоторые новые черты, связанные с формированием ренессансных художественных принципов. Раньше всего переход к последним произошел в Италии на рубеже ХIII - ХIV вв.), в других же странах Европы необходимые условия сложились позже, а в ХIV - ХV вв. закладывались основы этих перемен. Симптомами наступления новой эпохи в искусстве являлось, во-первых, стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве и с учетом законов перспективы, а во-вторых, интерес к человеческим переживаниям и чувствам становится более связанным с отдельными личностями.
   Центрами искусства становятся королевские дворцы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками - не церковь, как прежде, а представители аристократии и богатой бюргерской верхушки. В городах не только церкви, но и ратуши насыщались произведениями искусства. Развернулось также интенсивное строительство гражданских зданий. Светские здания своим размахом и внушительностью теперь не уступают городским соборам. В архитектуре XIV - ХV вв. господствовала готика, получившая название "интернациональной". Для нее характерен вкус к декоративности, украшение зданий многочисленными деталями.
   Искусство ХIV - ХV вв., постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается не к массе, а к отдельному человеку. Монументальные формы живописи стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревянная резная скульптура, книжная миниатюра. В ХIV - XV вв. прокладывались пути к жанрам европейской живописи нового времени - пейзажу, интерьеру, бытовому жанру.Именно ХV в. стал временем становления многих национальных школ живописи. Первым художником, открывшим плеяду выдающихся мастеров нового искусства, был нидерландец Ян ван Эйк. С его именем связывается начало распространения масляной живописи. Ван Эйка считают также первооткрывателем европейского живописного портрета.
   В ХIV в. в Бургундии работал знаменитый скульптор Клаус Слютер, создатель известного "Колодца пророков".
   Культура развитого феодализма была отмечена значительными достижениями, подготовившими расцвет науки и искусства в ХIV в.
   Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.
   Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные сооружения романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы - эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная "Божественная комедия" Данте.

Периодизация средневековой культуры
Характеристика материально-культурной жизни раннего и развитого средневековья

 Характеристика материально-культурной жизни позднего средневековья

 Культура средневековья противоречива, как и сама эпоха, поэтому ее нельзя оценивать однозначно, например, как "темные века" или безвременье. Она несла в себе "темные силы" и имела "светлые" стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Контрольные вопросы

1. Что служило основой средневекового искусства?
2. Влияние поздней античности на средневековую культуру - в чем оно выражалось?
3. Какой характер носило "каролингское Возрождение"?
4. Назовите основные черты "великого подъема" в странах Западной Европы в XI - XIII вв. Как это отразилось на культуре развитого феодализма?
5. Когда свершился переход от романского стиля к готическому, в чем их различие?
6. Зарождение рыцарства и его нравственные принципы.
7. Характерные особенности культурного развития в странах Западной Европы в XIV - XV вв.

Тест № 5

1. Назовите хронологические рамки и дайте краткую характеристику основным периодам европейского средневековья.
2. Укажите главные особенности материальной цивилизации, экономики и условий жизни в средневековой Европе.
3. Из каких социальных групп состояло общество средневековой Европы?
4. Что такое средневековый европейский феодализм, феодальная иерархия, вассальносеньориальные отношения?
5. В чем заключалась суть конфликта между римскими папами и императорами в средние века?
6. Каковы отличительные черты западного католического христианства?
7. Расскажите о средневековых школах и университетах.
8. Какие черты были характерны для средневекового монашества и рыцарства?
9. Опишите раннесредневековый, рыцарско-куртуазный и средневековый городской типы европейской культуры.
10. Романский и готический стили в средневековом искусстве.

 
< Пред.   След. >