YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

   В эпоху Возрождения литература в Нидерландах, как и в других странах Западной Европы, развивалась по двум языковым руслам: на латыни, где главная творческая роль принадлежала гуманистам, и на общем для страны национальном языке письменности. Он сложился преимущественно на основе диалекта Брабанта, одной из крупнейших провинций, и успел настолько закрепить свои единые нормы до раскола страны в 1579 г., что остался до наших дней литературным языком и для говорящих по-голландски жителей современных Нидерландов, и для фламандцев - части населения Бельгии. На исходе Возрождения поэт и теолог X. Спигел славил в "Диалоге о нидерландской литературе" (1584 г.) многообразие возможностей родной речи, ее гибкость и выразительность.
   Основная часть литературы на нидерландском языке создавалась редерейкерами - риторами, членами устроенных на цеховой лад объединений любителей театра и литературы. Такие кружки создавались в городах еще в средние века для постановок религиозных драм-мистерий, превращавшихся в многодневные зрелища с массой участников, и для организации других религиозных и официальных празднеств. В XVI в. общества были широко распространены уже не только на юге страны, где они зародились, но и на севере, причем именно в этом столетии их общее число увеличилось втрое по сравнению с XV в. и достигло максимума - почти тысячи. По традиции внутри кружков и между ними устраивались поэтические состязания и диспуты на заданные темы, причем крупнейшими были соревнования целых провинций и между провинциями. После установления в Нидерландах режима Альбы, опасавшегося использования деятельности объединений в антииспанских целях, состязания между провинциями, а затем и другие публичные выступления редерейкеров были запрещены.
   В поэзии редерейкеров, которая делилась на три типа - благочестивую, любовную и потешную, назидательные задачи улучшения нравов неизменно окрашивали любые виды их творчества. В 1555 г. был издан труд церковного нотариуса, редерейкера М. Кастелейна "Искусство риторики", в котором автор дал свод знаний о вековом опыте литературы риторов и с патриотических позиций обосновывал достоинства родной речи.
   В поэтическом творчестве редерейкеров одной из вершин стали стихи антверпенской учительницы Анны Бейнс (1493 - 1575 гг.). Она сочетала риторическую технику и философские размышления с силой искреннего лиризма. Хотя поэтесса немало своих сочинений посвятила страстной пропаганде преимуществ католической веры и обличению протестантов, лучшие ее произведения связаны с темами любви и описаниями мук души, исстрадавшейся от тщеты и суеты, царящих в мире.
   Гуманистическая поэзия XVI в. обогатила литературу новыми мифологическими образами, новыми формами и мотивами. Особенно выделяются в ней Иоанн Секунд (1511 - 1536 гг.), автор сборника "Поцелуи" (1535 г.), и Ян ван дер Нот (1540 - 1595 гг.). Секунд в латинских стихах удачно разработал тему, излюбленную еще Катуллом, и дал пример целой литературе о поцелуях, которая вскоре возникла и в других европейских странах. Ян ван дер Нот писал на нидерландском языке. Он испытал сильное влияние итальянской и особенно французской ренессансной поэзии, перерабатывал по-своему стихи Петрарки и Дю Белле. Его сборник "Роща" (1570 г.) мотивами стихотворений нередко перекликался с Ронсаром, но своим образам нимф и обстановке, их окружающей, Нот придавал оттенки нидерландского колорита. В позднем творчестве он не раз обращался и к библейской тематике.
   Борьба за независимость Нидерландов вызвала к жизни бурную активизацию религиозно окрашенного песенного творчества масс. Особой популярностью пользовались "песни гезов", полные патриотического воодушевления, мотивов мести врагам, патетического прославления героев борьбы за свободу. Многочисленны были также переработки на песенный лад псалмов. Музыку к этим "песням на псалмы", имевшим не столько художественное, сколько пропагандистское значение, порой писали видные композиторы, вовлеченные в конфликты времени.
   Культура эпохи Возрождения обладает неповторимым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной тип культуры, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени.
   Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.
   Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом же она охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в. и лишь в Италии начинается с середины XIV в. Само понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наступивший после долгого упадка. С XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.
   Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура той поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Развитие Возрождения в различных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей культурам различных стран присущи общие черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, различные общественные группы. Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение.
   В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли "земное царство человека", образ творца собственной судьбы. Ренессансная культура утверждала величие человека, силу его разума и воли. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Основные принципы идеологии гуманизма

КРУПНЕЙШИЕ АВТОРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

   ИТАЛИЯ: Данте Алигьери - последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени; Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Торквато Тассо, Ариосто, Микеланджело Буонарротти;
   ГЕРМАНИЯ и НИДЕРЛАНДЫ: Себастьян Брандт, Эразм Роттердамский, Ульрих Фон Гуттен; ФРАНЦИЯ: Франсуа Рабле, Эдмон Ронсар, Франсуа Вийон, Мишель Монтень;
   АНГЛИЯ: Уильям Шекспир, Кристофер Марло;
   ИСПАНИЯ: Мигель Сервантес де Сааведра;
   ПОРТУГАЛИЯ: Луис де Камоэнс.

Новаторство искусства возрождения

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы периодизации Возрождения.
2. Что обусловило проявление особого интереса мыслителей средневековой Италии к античному наследию?
3. Назовите основные принципы гуманизма.
4. Кто из деятелей Высокого Возрождения наиболее интересен Вам?
5. Что характеризует титанов Возрождения?
6. Назовите труды мыслителей Возрождения в области точных наук.
7. Просветители Нидерландов эпохи позднего Возрождения.
8. Литераторы позднего Возрождения в Западной Европе.

Тест № 6

1. Какой смысл вкладывается в понятия Возрождение и Реформация?
2. Какие процессы, происходившие в средневековом городе, подготовили переход к новой культурноисторической эпохе?
3. Каковы особенности мировоззрения и мироощущения гражданина эпохи Возрождения? Чем они отличаются от мировоззрения и мироощущения средневекового человека?
4. Почему эпоху Возрождения называют эпохой открытий? Какие открытия имеются в виду?
5. Что такое ренессансный гуманизм, каковы его особенности?
6. В чем специфика Северного Возрождения?
7. Какими качествами обладали титанические личности эпохи Возрождения?
8. Наука европейского Возрождения.
9. Каковы особенности искусства итальянского Возрождения?
10. Каковы особенности искусства Северного Возрождения?

 
< Пред.   След. >