YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow XIX В. – "ЗОЛОТОЙ ВЕК" ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
XIX В. – "ЗОЛОТОЙ ВЕК" ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

XIX В. – "ЗОЛОТОЙ ВЕК" ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

   Для Европы (XIX в.) качественно своеобразен. У него свой "лик", характеризуемый своей культурной парадигмой, которой присущ особый "дух времени”.
   Новое время (до середины XIX в.) - время развития современной, промышленной цивилизации. Этому соответствует рационалистический тип европейского сознания. В культурологической и исторической науке общепринята такая временная классификация: XVII в. - эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII в. - век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта - "третьего сословия" и его выдающихся идеологов; XIX столетие характеризуется как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.
   В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в. - период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.
   Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в экономике, в политической жизни, развитие науки, промышленную революцию и ее результаты. Религиозный аспект был также исключительно важен.
   Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Она привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат - рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.
   К наиболее ярким достижениям промышленной революции XVIII в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое явилось переворотом в науке и технике.
   Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расширяет грамотность и горизонты бытия.
   Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства. Особенно наглядно это видно на примере Франции, где в течение столетия устанавливались Директория, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашались Республика и Парижская Коммуна, когда на короткое время власть в стране взял рабочий класс.
   Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814 - 1878), Дж. Джоуль (1819 - 1889), Г. Гельмгольц (1821 - 1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Ч. Дарвин (1809 - 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834 - 1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Создание А. Эйнштейном (1879 - 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планком (1858 - 1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.
   В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724 - 1804) и И. Фихте (1762 - 1814). Исходя из их положений, была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. В. Шеллингом (1775 - 1854).
   Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля (1770 - 1831), придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики. Так же, как и Шеллинг, Гегель отстаивал идею поступательного развития человечества и принципа историзма. Причем принцип историзма развит в трудах Гегеля наиболее полно. Всю историю человечества он рассматривал как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на последующее развитие.
   В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонниками которой были Ф.Р. де Шатобриан (1768 - 1848) и А. Шопенгауэр (1788 - 1860).
   Влиятельным в XIX в. было и философское движение, связанное с именем О. Конта (1798 - 1857). Конт - основоположник позитивизма, который возник в 30-е гг. XIX в., а затем в связи с развитием науки модернизировался. Позитивизм - учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. Конт даже провозглашал, что прежняя философия, как особое исследование реальности, не имеет права на самостоятельное существование.
   XVI в. (и особенно первая его половина) - время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления делают возможной выработку научных принципов истории. Эту миссию выполнил французский историк Франсуа Гизо (1787 - 1874), явившийся создателем домарксовой теории классовой борьбы.
   Научные достижения XIX в. охватили также языкознание (например, Ж.Ф. Шампольон (1790 - 1832) расшифровал египетские иероглифы). Были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения. Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социология. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания.
   Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобретали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям культуры.
   Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.
   Интересные изменения происходят в этот период в сфере морали. Новое время противопоставило средневековой морали и рыцарской этике идеал человека, который всем обязан не наследуемым привилегиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам, человека, который стремится к земному благополучию, а не к лучшему месту в "мире ином", и измеряет добродетель не самоотречением, а пользой. Каждый может быть счастливым в этом мире, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как последнее дает независимость. Образцом классической буржуазной морали могут служить высказывания Б. Франклина: "Пустому мешку нелегко стоять прямо", "Бережливость и труд - к богатству ведут", "Кто точно отдает долги, является хозяином чужих кошельков", "Время - деньги", и т.д., и т.п.
   В XIX в. данные ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде. Наряду с этим буржуазная активность обретает иные формы. Появляется новый буржуа, который в отличие от старого - бережливого и умеренного, не благоволившего к техническим новшествам, заботившегося о качестве товара, осуждавшего заманивание клиента рекламой и более низкими ценами, - маниакально поглощен предприятием и приносимой им прибылью, мало озабочен качеством производимого товара. Бережливость и умеренность перестали цениться, чаще всего буржуа живет в роскоши. В жестокой конкуренции для него все средства хороши - от рекламы до прямого подлога.
   Определенные изменения произошли и в этикете, который стал не только более демократичным, но и более прагматичным, утилитарным. Еще якобинцы пытались пересмотреть этикетные нормы. Так, они предписывали обращаться к каждому гражданину не на "вы", а на "ты" и снимать головной убор лишь при публичных выступлениях.
   Товарно-денежные отношения способствуют "обмирщению" искусства, в котором нагляднее всего обнаруживается характерное для нового времени "расколдовывание мира".
   Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала, демонстрирует интерес к окружающему человека миру во всех его проявлениях - от бытовых до героических. В изобразительном искусстве это находит прямое выражение в развитии портрета и пейзажа, а также бытового и исторического жанров.
   Характерной чертой искусства XIX столетия является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты - видовой, родовой, жанровой. В XIX в. складывается, а в XX становится определяющим новый, "децентрализованный" тип художественной культуры. Последнее крупное целостное образование - романтизм предпринимает героическую, но безуспешную попытку преодоления разорванности культуры через "динамический синтез искусств". Отныне развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, борьбой противоположных направлений.
   Происходит своеобразная "передислокация" видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни отодвигаются на задний план - как, например, архитектура, не сумевшая решить дилеммы "красота - польза", другие выдвигаются на авансцену: в романтизме - поэзия и музыка, в реализме - социальный роман, и т.д. Это касается и принципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники - фотографии, кино, рекламы и т.д.
   В мир художественной деятельности наряду с профессиональным творчеством входит фольклор, который, начиная с романтизма, функционирует по правилам высокой культуры (фольклорные тексты кладутся в основу литературных, музыкальных и других произведений), а также прикладное искусство и художественная промышленность. Союз художественной культуры и фабричного производства, не был безопасен. Он привел к стандартизации предметного мира человека, снижению эстетической ценности бытовой вещи, а массовое тиражирование произведений искусства, при всей его значимости для повышения общеобразовательного уровня населения, поставило искусство на поток, лишило его тайны. Не случайно именно в XIX в. зародились "индустрия словесности", "индустрия зрелищ" и т.п. - составляющие массовой культуры XX в.
   В таких условиях все более значимой становилась роль высокого искусства, и оно настойчиво претендовало на занятие ключевых позиций в духовной культуре. В обстановке постоянных революционных потрясений, в этом бесконечном историческом хаосе важнейшей духовной проблемой стала не проблема освоения действительности, а выражение отношения к ней человека. И здесь роль искусства трудно переоценить. Искусство превратилось в главную сферу выражения нравственных исканий и переживаний. Оно взяло на себя роль судьи над обществом, впервые противопоставило себя ему, и, отгородившись от него, в конце в. утвердило свою самоценность (эстетизм, теория "искусства для искусства").
   В развитии искусства этого периода можно выделить две основные эпохи:
   - эпоху романтизма (первая половина века)
   - эпоху декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны).
   Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений и т.д., вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.
   Отвергая современную ему действительность, как вместилище всех пороков, романтизм "бежит" от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:
   - уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда - критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре). Романизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более что эпоха великих географических открытий создала самые благоприятные предпосылки (восточная тема в поэзии Д. Байрона, в полотнах Э. Делакруа). В случае отсутствия реального территориальною адреса бегства, он конструируется в воображении (фантастические миры Э. Гофмана, Г. Гейне);
   - второе направление ухода от действительности - переход в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, образ жизни (рыцарские романы В.Скотта, оперы Р. Вагнера), ремесленный уклад (Но- валис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж.Санд) и многое другое; конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком;
   - третье направление отказа от мерзкой, ничтожной действительности - сокровенные уголки своего "Я", уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца - вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Э.Т. Гофмана, В. Гауфа, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).
   Далеко не случайно в романтизме появляется идея "синтеза искусств". "Синтез искусств" - это прообраз преодоления разорванности человеческого "Я", разорванности человеческого общества.
   Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Развитие реализма сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влияние чистогана на быт и нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. Социально-исторический или критический реализм XIX в. был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения, реализма Просвещения. Реализму были близки открытая романтиками тема народности, историческое чувство. Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, он все глубже проникает в действительность, стремится к раскрытию сущности социальных катаклизмов, вследствие чего более основательным становится и его историзм. Реализм интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и бурная, полная страстей жизнь его сердца, а "жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии" (Ги де Мопассан) и точное отображение "типических характеров" в "типичных обстоятельствах".
   Не случайно поэтому на передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература первая среди других создала тип общественного человека в наиболее многочисленных его проявлениях. Блестящие образцы реализма дает и изобразительное искусство Франции - пейзажи Т. Руссо, графика О. Домье, "крестьянская" живопись Ж.-Ф. Милле, необычайно талантливое, многожанровое творчество Г. Курбе.
   Но еще раньше, чем во Франции, реализм утвердился в искусстве Англии, что прямо было связано с промышленным переворотом, сопровождающимся урбанизацией, расцветом естественных наук. В силу консервативности английской буржуазии реалистическая тенденция не смогла проявиться здесь в историческом и бытовом жанрах, однако прекрасно воплотилась в пейзажной живописи (Дж. Констебл и др.), чему причиной - свершившийся разрыв города и деревни и тоска по сельскому образу жизни. В отображение этих процессов, а также быта и нравов викторианской эпохи внес существенный вклад английский социальный роман (Ч. Диккенс, У. Теккерей, Д. Голсуорси, Т. Гарди и др.). В Германии реалистическое направление сложилось несколько позже - в последней трети XIX в. (живопись Менцеля и др.).
   Европейский реализм (Э. Золя, Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.) выводит на арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, нового героя-буржуа. Но его интересуют и судьбы обыкновенного человека, счастье и несчастья массы людей, и вместо изображения романтических героев он обращается к описанию толпы, жизни людей, составляющих массу. Производственная тема проникает в живопись (Менцель), искусство своими средствами пытается решить рабочий вопрос.
   В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм (братья Гонкуры, А. Доде, Э. Золя и др.), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционной теорией Ч. Дарвина. Но если реализм был пропитан "тоской по идеалу", натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. Натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования.
   Искусство Европы с конца 50-х гг. XIX в. вступило в эпоху декаданса. Декаданс (фр. - упадок) - явление сложное и противоречивое - на начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме, однако они имели место уже у прерафаэлитов, а также в английском эстетизме, у теоретиков концепции "искусства для искусства" (Д. Рескин, О. Уайльд и др.). Позже они проявятся у модернистов. В известной степени они характерны и для импрессионизма.
   Возникают вопросы: как и почему в условиях восходящего капиталистического развития, блистательных успехов в науке и технике, в духовной культуре наступила эпоха декаданса? Отражением, каких процессов в жизни общества, каких перемен в общественном сознании явились кризисные явления в культуре? И вправе ли мы в целом говорить о кризисе культуры рубежа XIX - XX вв.?
   Итак, заканчивается эпоха буржуазных революций - последняя треть XIX в. - наиболее мирное и стабильное время за всю историю капитализма. В основном завершен и промышленный переворот. Наступило время "относительно ровной поверхности буржуазного общества", поверхности, будоражимой разве что волнами научно-технического прогресса. Эта "простая и оптимистическая фаза развития" дает так много подтверждений тому, что дальше жизнь будет еще лучше, и так мало оснований для каких-либо опасений.
   Импрессионизм (фр. - впечатление) в качестве философской базы использовал позитивизм. Это направление возникло в недрах французского реалистического искусства. "Впечатление. Восход солнца" - именно так назывался пейзаж К. Моне, показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений в импрессионизме появилось подчеркнутое внимание к передаче света, дающего вещам зримость, раскрывающего их цветовое богатство, а также к движению воздушных масс, меняющих формы предметов и передающих динамику окружающего мира.
   Еще более отчетливое выражение кризис реалистической традиции получил в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм реализма, способных отразить диссонансы большого города, а также - и новых творческих приемов, которые могут помочь решению этой задачи. Формальные искания постимпрессионистов приводили к тому, что искусство становилось все более рассудочным, регламентированным. К тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности в экзотические страны или в собственный внутренний мир, что сближает импрессионизм с романтизмом. Общими для них являются также черты субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.
   Эти же их качества получат наиболее последовательное воплощение в символизме (Малларме, П. Верлен и др.), у истоков которого стоит Ш. Бодлер с его книгой "Цветы зла" (1857). Мастерская передача настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению, способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX в., когда эти ощущения стали определяющими в духовной атмосфере эпохи и символизм превратился в общеевропейское культурное движение, охватывающее театр (М. Меттерлинк), музыку (Скрябин), живопись (М. Врубель) и т.д. Это подлинное искусство шло вразрез с официальной полуидеалистической, полупорнографической безвкусицей, поддерживаемой сверху - правительством, а снизу - толпой лавочников, прекрасно усвоившей "ценности" буржуазного образа жизни.
   Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
   Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.
   Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.
   Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, а также симфонические произведения.
   В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи.
   В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии - гравюры на камне.
   Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.
   Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Г ермания и Франция, то по литературному творчеству - Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.
   Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.
   Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII - XIX вв.
   То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.
   Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры - во Франции.
   Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.
   Таким образом, Европа XIX в. являла собой центр культурного развития человеческой цивилизации. Последствия и влияние, которые имела эта эпоха на формирование и дальнейшее становление всей мировой культуры, трудно переоценить Политика и право, живопись и литература, философия и наука того времени вписаны золотыми буквами в классику мировой цивилизации.
   Европа во многом и по сей день "питается плодами" научнокультурного наследия Нового времени. Прогресс, который наблюдался во всех сферах научной, духовной и культурной жизни, во многом и по сей день задает темп развития мировой цивилизации.

Общество, опирающееся на научно-технический прогресс
Художественно-стилевое многообразие Нового времени

Контрольные вопросы

1. Назовите две эпохи в развитии этого периода.
2. Буржуазное общество в трех основных формах. В каких?
3. Что такое "синтез искусств"?
4. Что такое импрессионизм?
5. Назовите характерные особенности культурного развития в странах Западной Европы в ХIХ в.

Тест № 7

1. Идеология философов Просвещения.
2. Основные стили в искусстве Просвещения в Европе.
3. Литература эпохи Просвещения.
4. Живопись и музыка Европы ХVIIIв.
5. Исторические катаклизмы ХIХ в. и их отражение в западной европейской литературе.
6. Наука ХIХ в. - блестящая страница мировой культуры.
7. Основные стили литературы и искусства XIX в.
8. Реалистическое искусство западной Европы XIX в.

 
< Пред.   След. >