YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX СТОЛЕТИЯ
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX СТОЛЕТИЯ

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX СТОЛЕТИЯ

   По сложности процессов, разнохарактерности событий XX в. не имеет себе равных в истории. Появление и развитие империализма, небывалый подъем производительных сил, слияние национальных и региональных рынков в единый мировой рынок, необычайная концентрация производства и образование транснациональных корпораций - таковы наиболее существенные черты экономики текущего столетия. В Европе в канун нового тысячелетия победила тенденция к интеграции хозяйств стран в общий рынок, к единому экономическому (и политическому) пространству.
   Немногим более чем на протяжении жизни одного поколения произошли две мировых и десятки локальных войн, множество революций, из которых крупнейшая - Октябрьский переворот в России, распад колониальной системы и образование десятков новых, самостоятельных государств. За это время человечество узнало и о зловещем фашизме и массовых репрессиях в СССР, о диктатурах и демократиях, о тоталитарных и "открытых" обществах, о конфронтации двух систем и мощном движении за мир, об угрозе смертельной для всего земного шара термоядерной катастрофы и сохранении природы в масштабах планеты. Впервые сбережение культуры превратилось в общечеловеческую, мировую проблему. Этим занимается особая комиссия ЮНЕСКО.
   В истории XX в. прослеживаются три основных периода. Первый (1900 - 1917) характеризуется существованием одной социальной системы капитализма, нарастанием в ней глубоких социально-экономических и межгосударственных противоречий, которые привели к мировой войне и Октябрьской революции. Во второй период (1917 - 1945) своеобразный, социалистический путь развития выбирают народы России. Тяжкий путь невзгод и общенародной трагедии (голод 1921 и 1933 гг., коллективизация, проводившаяся нередко насильственными методами, бесчеловечный режим сталинщины, унесший миллионы жизней, концентрационные лагеря, геноцид по отношению к целой нации) прошел наш народ. Но неоспорим тот факт, что к концу 30-х гг. ценою напряжения сил всего народа Советский Союз превратился в могучую индустриально-промышленную державу, вырвавшуюся на второе место в мире (после США) по общему объему промышленной и сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому и всенародному патриотизму Отечественная война закончилась разгромом фашизма.
   Третий период (1945 - 1987) прошел под знаком формирования нового общественного строя и новой мировой системы в ряде стран юго-восточной Европы и Азии. Со временем усилилась конфронтация двух систем. Развернувшаяся гонка вооружений, нарастание внутренних трудностей и противоречий в странах социализма (жесткое и непродуманное планирование, бюрократическая система управления, нажимные методы руководства, догматизм в теории и др.) привели к спаду темпов роста производства, углубили расхождение между народом и правящими кругами. В России наступил период застоя. Как раз в эти годы в капиталистической Европе, несмотря на временные кризисные явления, наблюдается более-менее стабильный рост производства на основе развернувшейся научно-технической революции. Так называемая перестройка 1985 - 1988 гг. призвана была оживить в СССР экономику за счет рынка. Однако уже вскоре стихийные процессы переросли замыслы "перестроечников". Начался демонтаж социалистических основ хозяйства. Наступил новый - четвертый - период европейской истории, характер и контуры которого еще не вполне определились. Развитие культуры отразило социально-экономические и политические перемены в Европе.
   Первая из них - существенный рост образованности общества. Начальное и в ряде стран среднее образование становится обязательным. Расширяется сеть высших учебных заведений, а также профессиональных и технических школ и курсов. Основная причина этого - потребности современного производства и общественной жизни, нуждающихся в подготовленных квалифицированных работниках.
   Вторая тенденция - возрастание роли средств массовой информации. Если в XIX столетии чтение газет и журналов являлось привилегией небольшой образованной части общества, то теперь, в XX столетии, печать, радио, телевидение получили повсеместное распространение, оказывая определяющее влияние на умонастроение общества, систему взглядов и оценок.
   Третья тенденция - формирование "масскультуры". Массовая культура - явление сложное, противоречивое. Она возникла как ответ на запросы широких слоев населения, потребности в общении и освоении духовных ценностей. Масскультура сама формирует вкусы и влечения масс, для которых элитарная культура остается недоступной и непонятной. Вдохновители и организаторы массовой культуры видят в ней способ развлечения невзыскательной публики. На продуктах научного, технического и особенно художественного творчества все более сказывается личность творца, своеобразие его манеры, характера, мировоззрения.
   Нравы и психологическая атмосфера западноевропейского общества складывалась под влиянием социально-экономических и политических процессов. В XX столетии политика все полнее входит в жизнь всех и каждого. Политизация общества проявилась в том числе и в политизации морали. Поведение людей стало определяться в значительной мере политическими взглядами и симпатиями. Так, молодежные волнения 1968 г. во Франции, Германии имели своей первопричиной настроение бунтарства, анархического произвола, левого экстремизма. Допущенные при этом эксцессы (баррикадирование студенческих аудиторий и общежитий, уличные беспорядки) приобрели и моральный, (вернее сказать - аморальный) смысл. Мир повседневных отношений между людьми, мир нравственности получил политическую окраску.
   Но влияние политики на мораль этим не ограничилось. Две мировые войны обнаружили не только патриотизм и самоотверженность людей, защищавших родину, честь и личное достоинство. Они вместе с тем снизили ценность человеческой жизни, ужесточили нравы, превратили бесчеловечность, предательство, преступное равнодушие в своеобразную норму практического действия, по крайней мере, части общества. Социальные и межнациональные конфликты служат дополнительным источником нравственной деградации определенной части общества. Проходят многие годы и даже десятилетия, пока упадок нравов сменяется новым моральным подъемом.
   В мирное, спокойное время отношения между людьми регулируются обычными, повседневными нормами морали. Что же побуждает человека поступить так, а не иначе? Разумеется, общий уклад жизни, традиции, привычки имеют здесь решающее значение. Но немалую роль играют и непосредственные мотивы действия. Изучение опыта нравственной жизни Запада, убеждает, что основным побудителем поведения человека является не простое человеколюбие, бескорыстие, христианский идеал, а личный материальный интерес, расчет. Житель Запада охотно окажет помощь во всех случаях, даже элементарных, если будет знать, что за это он будет иметь. И дурного в этом не видит, ибо сама жизнь наталкивает на поиск личной выгоды. Конечно, отдельные факты милосердия, сострадания, бескорыстной поддержки также встречаются, но как редкость, исключение.
   Во второй половине ХХ в. существенно изменились условия жизни трудящихся людей. Возросла реальная заработная плата лиц наемного труда. Необычайно расширилась сфера услуг. Торговля, бытовое обслуживание, жилищное строительство, транспорт, связь, рассчитанные на конкретного потребителя, вызвали структурную перестройку производства. Доля производства средств потребления в общем хозяйстве перевалила пятидесятипроцентный рубеж и стала (в некоторых странах) приближаться к 70 %. Социальная ориентация экономики имела своим следствием не только общий рост производства, но и появление способности его к гибкому реагированию на запросы рынка. Тысячи разнообразных товаров, сопровождаемые яркой, броской рекламой, заполняют прилавки магазинов. Они взывают к покупателю, торопят его приобрести их, обольщают красивой формой и отделкой. А завтра появятся новые товары, еще более соблазнительные, и ошарашенный покупатель будет мучительно раздумывать - купить их или не купить, имея скромные средства. Сложилось "общество потребления". Создавая иллюзию всеобщего богатства и изобилия, оно тем не менее рассчитано далеко не на всех.
   В повседневный быт внедряются достижения техники. Холодильники, пылесосы, электроутюги, кухонные комбайны, стиральные машины сберегают силы домохозяек и экономят время в домашних работах. Почти непременной принадлежностью семьи становится автомобиль (иногда - в более богатых семьях - два и даже три). Иметь его дело не столько престижное, сколько необходимое: общественный транспорт в Западной Европе дорог и неразвит.
   В ХХ столетии почти повсеместно сократились и даже стерлись различия в городских и сельских условиях быта. Бытовые машины и приборы, телевизоры, видеоприставки и т.д. можно встретить в столичных кварталах и в провинциальном захолустье, а хорошие дороги и личный транспорт делают эти различия еще менее ощутимыми.
   В век высоких скоростей, безостановочного движения остается все меньше времени на прием пищи. Поэтому массовое распространение получают пищевые наборы, дешевые типовые закуски, например немецкие гамбургеры, итальянская пицца, американские "хот-доги" (булочки с сосиской).
   Внедрение автоматики в закусочных и магазинах свело к минимуму затраты времени на приобретение продуктов питания. Разумеется, в домашних условиях старые традиции в приготовлении пищи, в основном, сохраняются. Но почти половина населения Западной Европы борется с ожирением, подбирая различные лечебные системы питания или занимаясь липоксацией (хирургическим откачиванием жира). В России от избыточного веса страдает почти треть населения.
   Современная мебель отличается стандартизацией, комплексностью, отчетливым функционализмом. Стандартизация позволила удешевить производство мебели, комплексность - добиться стилевого единства разнообразных предметов (наборы, гарнитуры).
   Ведущие европейские культуры диктуют моду для всего мира. Основная черта современной одежды - простота и лаконичность. Стиль стал более демократичным: министр и мелкий клерк одеваются примерно одинаково. Если не считать экстравагантной моды, различия в женской одежде касаются главным образом украшений. Основные тенденции в стиле: удобство, утилитарность, учет индивидуальности, тяготение к спортивным моделям. Последние используются и в повседневном обиходе, и при посещении театров, ресторанов и в местах отдыха. Этому соответствует обувь - более удобная, менее жесткая, стандартизированная. В ХХ в. в употребление вошли кофты, в основном, из трикотажа, и их специфические разновидности - пуловеры, джемперы, свитеры. Широкую популярность приобрели женские брюки. По сравнению с ХIХ в. укоротились платья и юбки, хотя всплески моды иногда и прерывают эту тенденцию.
   Развернулось массовое жилищное строительство за счет частного капитала и государственных субсидий. Возросла комфортабельность жилья (централизованное теплоснабжение, газификация, канализация, электрификация, кондиционирование). Однако и стоимость домов, и квартирная плата продолжают оставаться весьма высокой. Квартплата забирает 25 - 40 % среднего заработка рабочего и сельского служащего не только в Европе, но и в России. А внедряющаяся новейшая реформа ЖКХ заставляет россиян в ближайшее время отдавать за квартиру почти половину заработной платы. Поскольку существует устойчивая тенденция к ее росту, во многих европейских странах предпочитают практиковать не найм, а постепенный выкуп квартиры. Так, в Англии во времена правления М. Тетчер около 60 % квартир превратились в частную собственность жильцов. Разумеется, такая "приватизация" легла тяжелым бременем на жителей. Как правило, квартиры покупаются в рассрочку, с выплатой громадных процентов. Наиболее обеспеченные люди, кроме квартир в городах, приобретают загородные коттеджи, где проводят конец недели и отдыхают во время отпусков.
   Строительное искусство XX в. отличается массовым применением железобетонных конструкций, стекла, металлов, пластиков.
   Унификация строительных деталей позволила изготовлять их в заводских условиях с последующей сборкой на строительной площадке. Такой метод строительства, зародившийся еще во второй половине XVIII в., стал основным и повсеместным.
   До первой мировой войны в Западной Европе преобладал модерн - стиль, тяготеющий к более свободной композиции здания, асимметричной компоновке масс, объемов, форм.
   Вскоре после войны в Германии возникла архитектурно-художественная школа Баухауз ("Дом строительства"). Ее основателем и директором стал Вальтер Гропиус. Гропиус выдвигал на первое место в архитектурном проектировании функцию здания. Функция, считал он, сама по себе красива. Выстроенное по его проекту здание Баухауза, отличавшееся простотой форм, четкостью назначения помещений, разумностью их комбинаций, должно было продемонстрировать преимущество созданного им стиля - функционализма. Новое стилевое течение - конструктивизм выдвинул в качестве основы проектирования конструкцию. Родоначальник этого стиля швейцарец Ле Корбюзье поэтизировал железные конструкции, машины, индустриальное производство. Корбюзье ввел в архитектуру новые технические и эстетические элементы. Он изобрел опорные столбы, заменившие первый этаж, широко практиковал устройство сплошной ленты окон, часто не согласующихся с помещениями.
   Смелый экспериментатор и фантаст, он мечтал о сооружении "Лучезарного города", где все было бы подчинено удобству жизни и интересам людей: и прекрасные квартиры, и бесшумные лифты, и зеленые площадки, и солярии на крыше дома. Однако стоимость их была не по карману не только бедноте, но и людям среднего достатка.
   Конструктивизм, возобладавший в архитектуре в конце 20-х - начале 30-х гг., подготовил почву для появления современного стиля в архитектуре.
   К наиболее примечательным сооружениям современной западноевропейской архитектуры могут быть отнесены здание ЮНЕСКО в Париже в виде трилистника с прямоугольными окончаниями, легкий, воздушный Олимпийский дворец спорта в Риме, санаторий в финском городе Паймио, превосходно вписанный в лесистую местность.
   Наряду с административными зданиями, гостиницами, санаториями, спортивными и зрелищными сооружениями проектируется и строится для богатых владельцев множество загородных домов - вилл, коттеджей, дачных павильонов. Построенные по индивидуальным проектам, они отличаются оригинальностью и богатством авторской фантазии.

 
< Пред.   След. >