YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ХХ В.
ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ХХ В.

ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ХХ В.

   Важнейшими чертами изобразительного искусства являются: усиление субъективного начала в творчестве, свобода художественных исканий, смелое новаторство в методах и приемах изображения. Все более ценится индивидуальность автора, мир его личности, все менее - способность передачи объективных качеств натуры. Реалистическое искусство продолжает сохранять свой круг поклонников. Но рядом с ним появляются и исчезают одна за другой все новые живописные школы, приобретая на время скандальную известность как экстравагантными работами, так и не менее экстравагантными художественными манифестами. Чем же объяснить популярность модернизма? Прежде всего, претензией на новаторство, на решительный разрыв с традиционным искусством как "устарелым", не соответствующим новому веку. Не менее существенно и то, что искусство XX столетия вовлекается в рыночные отношения: к произведениям искусства начинают относиться так же, как к обычному товару. Жестокая конкуренция побуждает художников творить нечто необычное, чтобы удивить публику, раздразнить ее воображение, поразить, ошеломить зрителей. Широковещательные заявления, мода и реклама довершают дело. На несколько лет художник приобретает широкую известность, чтобы потом уступить место новому баловню судьбы.
   К новым течениям искусства XX в. можно отнести экспрессионизм и фовизм. Экспрессионизм (от фр. экспрессион - выражение) зародился в Германии (группа "Голубой всадник"). Экспрессионисты считали, что задача художника состоит в том, чтобы не изображать, а выражать. В процессе самовыражения автор вправе деформировать натуру, придать фигурам и предметам не реальные черты и пропорции, а соответствующие его субъективному восприятию. Угловатые формы лица, удлиненные фигуры, резкие движения - такими предстают перед зрителями образы экспрессионистов.
   Фовисты (в вольном переводе с фр. - дикие) выступали за полную свободу творчества, формальные художественные искания. Они решительно порвали с реализмом (отсюда и ироническое наименование - "дикие"). Сложное течение фовизма включало в себя и художников декоративного плана. Крупнейший среди них - француз Анри Матисс. В его работах декоративный цвет довлеет над другими средствами живописи ("Красные рыбки", "Танец", "Испанка с бубном"). Матисс прибегал и к аппликациям-наклейкам из цветной бумаги.
   Кубизм - третье авангардистское течение (Пикассо, Бракк, Леже) стремился свести многообразие форм предметного мира к немногим геометрическим фигурам: прямоугольникам, трапециям, треугольникам, кубам, продолжая в этом линию Сезанна. По мнению кубистов, для объемного восприятия предмета надо соединить его видимые и невидимые плоскости в общую комбинацию. Отсюда сложные и странные композиции кубистов, в которых лишь угадывается предметный мир.
   Абстракционизм (Пикассо, Кандинский, Мондриан, Поллок, Дусбург), как и кубизм, оказался наиболее долговременным течением модернизма. Его начало датируется 1907 г., когда Пикассо написал картину "Авиньонские девушки". Наивысшего взлета абстрактное искусство достигает в 50-е гг. Абстракционизм отказывается от всякого подобия предметным формам, поэтому его называют еще беспредметным искусством. На картинах абстракционистов зритель видит беспорядочное переплетение линий, точек, пятен. На долю зрителя выпадает обязанность самому дополнить воображением недостающие звенья, субъективно осмыслить написанное и тем самым как бы "дорисовать" картину. Легко понять, что для "сотворчества" зрителей здесь открываются беспредельные просторы. Но выигрывает ли от этого сама живопись, оставаясь запутанным клубком линий и цветов?
   Дадаизм (от ит. "дада" - детская лошадка, игрушка) возник в 1916 г. и просуществовал до 1922 г. Среди всех направлений авангарда дадаисты выделялись особенно шумной и вызывающей саморекламой. Нарочитая бессмыслица, абсурдность, очевидная нелепица их заявлений призваны были ошарашить публику, вызвать шок. "Дадаисты" и "Ничевоки" (русские начала ХХ в.) дерзили публике тем, что выставляли как произведения искусства унитазы, аквариум с подкрашенной водой, на дне которого валялся будильник, и т.п.
   Сюрреализм (от фр. - сверхреализм, надестественное) в лице крупнейших своих представителей Макса Эрнста, Хоана Миро, Ива Танги, позднее - Сальвадора Дали уходит в мир подсознательного, зыбких и странных ассоциаций, порожденных болезненной фантазией. В картинах сюрреалистов образы предметного мира причудливо соединяются в неестественных комбинациях со сновидениями и иллюзиями.
   В 60-е гг. прошлого столетия сложились школы поп-арта (популярного, "народного" искусства), опарта (оптического искусства) и др. К этому времени исчезает интерес публики к нелепым и непонятным композициям беспредметников и сюрреалистов. Поп-искусство (Раушенберг, Дайн, Ольденберг) возвращается к натуральному воспроизведению предметов. Но вместо реалистического изображения жизни в ее сложности и противоречиях, глубокого проникновения в действительность сторонники поп- арта намеренно ограничиваются отдельными бытовыми предметами: ведром, письменным ящиком, лопатой, кухонной плитой - без всяких попыток придать им какой-нибудь смысл. Точнее, сама будничность вещей и становилась смыслом изображения. Поп-арт близок дадаизму, у которого он заимствовал некоторые приемы (например, коллажи из ветоши, демонстрацию вместо живописных произведений домашних вещей).
   Оп-искусство стремится добиться признания не за счет красок и полотна, от которых оно отказывается, а за счет соединений зеркал, отражателей, фар, линз, создающих хитроумные эффекты освещения и движения лучей. Успеха оно не имело.
   Формалистические школы в искусстве распространили свое влияние и на скульптуру. Материалом для новаций становятся металлические пластины и полосы, битое стекло, консервные банки, проволока, из которых создаются причудливые комбинации. Некоторые из них приобретают отдаленное, весьма условное сходство с фигурой, другие - продукт чистой фантазии, нелепого конструирования, лишенного какого-либо смысла. Несколько особняком стоит творчество крупного английского скульптора Генри Мура. Мур в своих каменных изваяниях и металлических композициях стремится достичь предельного обобщения формы. Его фигурки напоминают скульптуры первобытнообщинного строя - массивные, с утрированными формами и маленькими головками ("Семья", "Король и королева", "Лежащая"). Объясняя и оправдывая свое искусство текучих форм, переливающихся одна в другую, Мур указывал, что пластика его скульптур рассчитана не только на зрительское восприятие, но и на осязание. Работы Мура установлены перед зданиями ООН в Нью-Йорке, ЮНЕСКО в Париже. Во многом манеру Мура переняли российские скульпторы Э. Неизвестный и И. Шамякин, живущие за границей.
   Наряду с авангардистским искусством в Западной Европе продолжает существовать и искусство реалистическое.
   Знаменитого финского бегуна Нурми воссоздал в реалистической скульптуре Аалтонен.
   Успехи западноевропейского реализма оказались бы еще более значительными, если бы вокруг работ художников-реалистов была создана атмосфера благожелательности и поощрения. К сожалению, официальная пресса, художественная общественность Запада предпочитают в угоду сложившимся стандартам и оценкам игнорировать реализм как якобы устаревший художественный метод, отказывая ему в праве на какое-либо новаторство.

 
< Пред.   След. >