YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА – КУЛЬТУРА ХХI В.
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА – КУЛЬТУРА ХХI В.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА – КУЛЬТУРА ХХI В.

   В наши дни, в начале ХХТ в., все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития новой системы культуры. Это "экранная культура". Многие считают, что именно "экранной культуре" принадлежит будущее. Но необходимо отметить, что, если эта культура получит распространение в обществе, то она станет "массовой". Это подтверждает тот факт, что ее существование в ХХТ в. неизбежно и прогнозируемо. Даже в нашей стране "массовая культура" нашла отражение не только в беллетристике и продукции ТВ, но и в дизайне собственного жилья, выборе одежды, бытовой техники, марки автомобиля, даже породы домашней собаки.
   Не вдаваясь в споры о культуре, скажем, что культура есть, прежде всего, мера организации, порядка человеческой деятельности, отражающая собой ее фундаментальные социально-исторические характеристики.
   В современной философской и культурологической литературе экранная культура определяется как логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры. Некоторые философы в своих работах выделяют три основных этапа развития культуры, а именно: этническая (народная) культура, национальная и массовая культура. По типу трансляции этническая культура (фольклор) является устной: в условиях отсутствия письменности основным средством трансляции культуры является непосредственное живое общение представителей разных поколений. С появлением письменности основным носителем кодов культуры становится книга, письменность, а средством трансляции культуры - образование, формирующее у ребенка умение читать и писать, а следовательно, дающее ему возможность приобщения к национальной культуре. И, наконец, основным средством трансляции массовой культуры являются средства массовой информации, а по типу трансляции она является по преимуществу экранной.
   Элементы экранной культуры можно обнаружить в незапамятные времена, на заре человечества, когда первобытный дикарь, помещая руку или какой-то предмет в пространство между источником света (входом в пещеру, костром) и стеной пещеры, получал на ней, как на экране неподвижное или движущееся изображение. На протяжении тысячелетий элементы экранной культуры присутствовали в театре теней. Но подлинный расцвет экранной культуры проявился в конце XIX в., когда в 1895 г. во Франции братья Люмьер изобрели кинопроектор и создали "никель ольдеоны" - первые кинематографы.
   Таким образом, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не письменность, как прежде, а экран, монитор. И в этом смысле, экранная культура - логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это ожившая, озвученная книжная страница.
   Современная экранная культура формируется на основе последних достижений современной цивилизации: компьютеров, телевидения, видеотехники, современный: средств связи, каналов передачи информации. Возникновение и развитие данного типа культуры приводят к огромным изменениям в культуре, которые носят как позитивный, так и негативный характер.
   Достоинства экранной культуры очевидны даже для мало искушенного члена современного социума. Это общедоступность и демократичность, устранение монополии на информацию, расширение границ человеческого общения, новые формы включения труда в жизнь современного человека, упрощение рутинныи познавательных процессов, формирование нового исследовательского мышления, огромные возможности для развития различных форм образования, в частности, дистанционного образования и т. д.
   Также хорошо известны и описаны в научной литературе проблемы, связанные с негативным влиянием экранной культуры на современного человека, особенно влиянием телевидения: безграничные возможности манипулирования сознанием и поведением людей в коммерческих и политических целях, формирование моделей агрессивного поведения, опасность тотального контроля за человеком со стороны государства, стандартизация и усреднение личности создание мифологизированного восприятия происходящего и т. д.
   Кино - одно из самых молодых и в то же время одно из самых массовых видов искусства. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает уже более ста лет мощное воздействие на сердца и умы людей. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества, восприятия средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.
   Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо большее социокультурное пространство. Если театр, условно говоря, собран вокруг искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально все, от духовных идеалов до этикета и моды.
   Как техническое изобретение кино вошло в жизнь человечества на исходе XIX в. и уже через три десятилетия после его рождения успело стать великим искусством, занять в сознании человечества равноправное место с литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, существующими тысячелетия. Но произойти это могло лишь потому, что предчувствие движущегося изображения возникло за много веков до изобретения кинематографа и его художественные принципы рождались и столетиями зрели в недрах старших искусств еще на заре человечества.

 
< Пред.   След. >