YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ИНТЕРНЕТ В НАШИ ДНИ
ИНТЕРНЕТ В НАШИ ДНИ

ИНТЕРНЕТ В НАШИ ДНИ

   Классическая, оптико-механическая и химико-фотографическая кинотехника была технической базой самого массового, а потому и важнейшего из всех искусств ХХ в. - киноискусства. Сегодня к этим определениям В.И. Ленина, как и к любым другим его высказываниям, многие относятся скептически, но в данном случае классик марксизма-ленинизма совершенно прав: киноискусство, бурно развившееся в ХХ в., в большой степени определило его лицо. И в этом смысле оно стоит в одном ряду с развитием атомной энергетики, успехами химии полимеров, освоением космоса, бурным прогрессом вычислительной техники и не менее бурным - телевизионной, которая дала техническую базу искусству телевидения, появившемуся в середине ХХ в. Если XIХ был веком пара, XX - веком электричества, то XXI будет веком информатики.
   Новые технологии приобретут ведущую роль в создании аудиовизуальных сред (кино, ТВ, виртуальной реальности). В области культуры высокоразвитых стран следует ожидать, что Интернет, электронная почта, компьютерные и видеотехнологии будут, во-первых, играть роль смягчающего информационного фильтра, регулирующего отношения человека с окружающей средой и другим человеком, и, во-вторых, способствовать многократному ускорению всех тенденций общекультурных процессов, служа своеобразным резонатором или усилителем.
   За немногим более полувека телевизионная, а если быть более точным - видеотелевизионная техника прошла путь от диска Нипкова до диска DVD, от громоздких многокилограммовых телекамер и черно-белых телевизоров до миниатюрных видеокамер (камкордеров) и настенных телеэкранов. Кинотехника тоже не стояла на месте - вторая половина ХХ в. была ознаменована не только полным переходом на цвет, но и созданием широкоэкранных систем со стереозвуком, появлением нового поколения кинопленок с прекрасной цветопередачей, исчезающе малой зернистостью и сверхвысокой чувствительностью. В последнее десятилетие ХХ в. шло очень широкое внедрение компьютерных технологий в видеотелевизионную технику, и это вывело всю технику СМИ и экранных искусств, в том числе и кино, на новый рубеж.Уже сегодня каналы Интернета предоставляют пользователям уникальные возможности по передаче разнообразной информации в любую точку земного шара. Таким образом, аудиовизуальная информация, точнее возможность ее получения с любого носителя, становится достоянием всех людей планеты. XXI в. начинает эру нового аудиовизуального интерактивного искусства.
   Последние десятилетия ХХ в. ознаменовались многими выдающимися достижениями вещательного телевидения. Во многих странах из практики видеопроизводства фактически полностью исчезли аналоговые телекамеры, видеокамеры, телекинодатчики и видеомагнитофоны. На смену им пришли высококачественные и намного более надежные цифровые аппараты, включая дисковые видеомагнитофоны (видеодискофоны). Широкое распространение получили видеосерверы, используемые как в производственном процессе, так и при автоматизированном выпуске множества программ в эфир. Появились первые высококачественные виртуальные студии. На базе новой цифровой техники созданы полностью цифровые производственные комплексы ТВ обычной и высокой четкости.
   В области передачи и распространения телепрограмм произошел подлинный переворот. Действуют многие десятки систем спутникового цифрового многопрограммного вещания со сжатием видеоинформации. Возникли и начинают развиваться системы цифрового эфирно-кабельного и сотового ТВ, получила распространение цифровая спутниковая видеожурналистика.
   Никто не сомневается в том, что в XXI в. наземное ТВ- вещание во всем мире будет проводиться по стандартам высокой четкости, однако пути достижения этого могут быть разными. Кинопрокатные организации мира, еще применяющие кинопленку, смогут получать по каналам связи электронные "фильмы" и на месте изготавливать кинокопии высочайшего качества. Другая захватывающая перспектива - организация видеопроката в мировом масштабе с показом изображений на больших экранах в специально организованных видеотеатрах.
   Россия не осталась в стороне от столбовой дороги развития современного вещательного ТВ. Практически во всех российских телекомпаниях можно встретить цифровую аппаратуру для производства программ, а некоторые компании уже внедрили видеосерверную технологию.
   В ХХ в. компакт-диски в одночасье уничтожили не просто грампластинки, но и целую индустрию их производства. Возможно, не за горами время, когда новый неведомый носитель аудиовизуальной информации (кристалл? живая клетка? что еще?) также разом уничтожит не только кинопленку, но и CD-ROM и DVD. С другой стороны, "начинка" домашнего интерактивного комбайна, объединяющего телевизор, телефон, радиоприемник, видео- и аудио- проигрыватель, конечную станцию Интернета и что-нибудь еще (чего мы пока не представляем), вполне может уменьшиться до размеров нынешнего пульта дистанционного управления телевизором, а по сути и будет таким пультом для висящего на стене плоского экрана любого размера.
   Какие еще сюрпризы преподнесет экранной культуре прогресс техники в будущем веке, сказать трудно. Но еще труднее представить себе реакцию на эти сюрпризы потребителя. Есть все-таки существенная (даже в чисто психологическом плане) разница между выбором из 9 - 10 каналов, который еще сегодня стоит перед большинством телезрителей России, и выбором из многих сотен каналов, которые предоставит будущий телевизионно-интернетовский "комбайн". Между прочим, именно проблема выбора - одно из оснований для оптимизма книговедов, утверждающих, что книга сохранится и в ХXI в. По этой логике можно представить, что растерянный безграничным выбором "потребитель" просто выключит свой "комбайн" и отправится в публичную библиотеку или книжный магазин, где выберет для себя нужную книгу, или устремится в ближайший кинотеатр, то есть в помещение, где достаточно большое число зрителей в условиях изоляции от внешних помех будет смотреть заранее записанное на носитель и воспроизведенное на большом экране звукозрительное произведение искусства (кинофильм).

 
< Пред.   След. >