YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) arrow ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массовая культура в наши дни

   Современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий в начале XXI в., творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативным "сверхустановками", на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развития. На другом полюсе - "национальное" экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения лишь подтверждают "правило": к концу XX в. большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальное "я" в произведениях искусства.
   В современном мире мы не задумываемся о том, к какой национальной культуре мы принадлежим, каковы ее особенности, место в мировой культуре?
   В наше время происходит коммерциализация всех общественных отношений и широкое распространение массовой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией западных образцов. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально нацеливает их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции является массовым, ибо это аудитория больших залов, стадионов, телевизионных и киноэкранов.
   В социальном плане массовая культура формирует новый: общественный слой, получивший название "средний класс". Процессы его формирования и функционирования в области культуры прогрессируют год от года. Этот "средний класс" стал стержнем жизни индустриального общества. Он же сделал столь популярной массовую культуру.
   Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в социуме. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это создает личность, которая достаточно легко поддается чужому влиянию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.
   Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с пропагандой господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как мелодрама, комиксы, детектив. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные "версии жизни", которые сводят социальное зло к психическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как "добродетель всегда вознаграждается" "любовь и вера всегда побеждают". Массовая культура имеет четкую мировоззренческую программу, несмотря на свою кажущуюся бессодержательность.
   Непрерывающийся поток производства информации формирует в сознании людей определенные эффекты, тенденционные точки зрения, симпатии и антипатии. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых созерцателей, неразборчиво поглощающих приготовленные идеологические "рационы" - в людей, агрессивно настроенных против любой критики, против любимых "идолов" массовой культуры. Американские исследователи считают, что массовая культура в настоящее время выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, она становится шкалой стереотипов, формирующей не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей.
   Средства массовой коммуникации осуществляют мощное воздействие на формирование ценностных ориентации, вкусов и даже потребностей людей, определенным образом организуя общественное мнение потребителей информации. Именно средства массовой коммуникации обеспечивают рекламу любому товару. Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потребительства, она неотделима от такого значимого явления современной жизни как мода, с ее законами подражания, внушения и заразительности.
   Массовая культура - закономерное явление любого общества. Она формирует социокультурную ситуацию в каждом социуме, так как она связана со становлением и развитием массового сознания, а формирование этого массового сознания может идти как по высоконравственным образцам, так и по антигуманным.
   Предпосылки для возникновения социокультурной ситуации сегодняшнего дня возникли достаточно давно. Широкое внедрение достижений науки и техники в сферу производства и быта коренным образом изменило формы функционирования культуры. Бытовая радиотехника стала практически принадлежностью абсолютного большинства людей. Широкое ее распространение привело к коренным переменам в формах производства, распространения и потребления духовных ценностей. Последствия их вторжения в быт сначала не были оценены по достоинству, но сегодня есть основания говорить о том, что обретение ими статуса повседневности можно сравнить с революционным переворотом. Если ранее между производством и потреблением духовных ценностей стояло государство в лице своих институтов, на которые возлагалась функция идеологического контроля, то сегодня, телевизоры, аудио- и видеомагнитофоны, компьютеры, "всемирная паутина" являются основным источником культурной информации. Их несомненный приоритет изменил ту роль, которую на протяжении столетий играли традиционные институты культуры, такие, как театр, музей, библиотека и т. д., с деятельностью которых связывают удовлетворение своих культурных потребностей все меньшее количество людей.
   Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Рыночные отношения разрушили инфраструктуру сферы культуры. Резко уменьшился объем и качество духовной продукции, сузился круг культурный образцов, находящихся в активном обороте. Уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных благ. "Богатство и секс - вот основные ценности жизни, и на пути к ним все дозволено" - так считает подавляющее большинство людей во всем мире. Говоря другими словами, идет разрушение основы национального самосознания, формирование космополитов, для которых родина там, где хорошо платят; людей, готовых ради собственного эгоизма продать все, что имеет спрос на рынке.
   Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими пародами и нациями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как” исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если культура сохранялась, то, несмотря на все трудности, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов мира.

 
< Пред.   След. >