YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология (А.И. Кравченко) arrow 5.4. Брак
5.4. Брак

5.4. Брак

   Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
   Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
   Институт брака, самим фактом своего существования, свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
   В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии — инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.
   Брак — совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.
   Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
   Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.
   Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является еще и социальной организацией.
   Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.
   Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.
   В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.
   Брак — это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов. Выделяют два главных типа брака — эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии — только из чужой. Кроме того существуют две другие формы — моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид — калымный брак) формы.
   При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь или сына. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия — это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).
   В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей этой общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении кроме того действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.
   Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
   Моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
   Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники — друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2—3 встреч стороны должны либо согласиться либо отказаться. На долю браков по сговору приходится 5,8%, брак по сватовству — 18,4%, брак по знакомству родственников — 37,5%, по знакомству друзей — 24,1%, личное знакомство — 12,7%, прочее — 1,6%. В Японии в 60-е 80% браков совершались по сватовству, т. е. по выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50%.
   Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2—3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно.
   Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучших из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты.
   Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно и внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге “Возникновение брака и семьи” (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей дарообменного брака.

 Рис. 24

   Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.
   Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания — откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.
   В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утверждение частной собственности сделало брак коммерческой сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее.
   С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необходимость в заключении договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим простой вопрос: “Хочешь ли ты добывать мне еду?”, чтобы считать его брачным предложением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходила публично.
   Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания:
   - принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак;
   - выбор брачного партнера;
   - заключение брачного контракта;
   - исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.
   Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак. Калым — выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток, калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Он возник еще до того, как сюда пришел ислам, но отменен не был, так как органично уживался с типично исламским институтом махра. Махр — брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. По данным исследования Ф.Н. Ильясова, в среднеазиатском регионе с уплатой калыма в конце 80-х годов XX века заключалось более 6896 браков. Стороне жениха вручается особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. Максимальный калым (“тяжелый халат”) включает до 300 наименований различных вещей и около 70 тыс. руб. наличными. Средний размер калыма по региону составил 8,5 тыс. руб.
   Размер калыма — величина не постоянная. За разных по своим качествам девушек плата неодинаковая. Так, например, чем выше уровень образования невесты, тем ниже калым. Столь необычная на первый взгляд тенденция объясняется очень просто. Мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость. Его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. В многодетных семьях, типичных для Средней Азии, она работает по дому и хозяйству, что-то делает на продажу и воспитывает детей. За год хорошая работница может выткать один-два ковра, а за пять лет она принесет семье чистый доход, который покроет размер выкупа, уплаченного за нее. Три фактора увеличивают размер калыма в Средней Азии:
   - умение невесты вести хозяйство,
   - красота и внешние данные,
   - репутация семьи.
   Высшее образование, по результатам исследования Ф. Н. Ильясова, стоит только на пятом месте.

 Рис. 25

   Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как составная часть рыночной экономики. “Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи”, гласит формула М. Каддафи. Калым — цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зависит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара. Бывают ситуации, когда семье приходится экономить на еде, одежде, развлечениях, чтобы набрать должную сумму. Семья влезает в долги, расплачиваться за которые приходится уже молодой семье, которой тоже приходится терпеть лишения и экономить. На покрытие долгов в среднем уходит 6 лет. Но и прибыль от брачной сделки для родителей бывает высока. В Туркмении она достигала 10 тыс. руб. (при средней зарплате по стране около 700 руб.).
   Таким образом, калымный брак как элемент товарно-денежных отношений формирует новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов:
   - конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии);
   - региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии);
   - общенациональный (в границах государства, например, Туркмении);
   - внутриплеменной, или субэтнический.
   Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.
   Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Первой представляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую сумму. А затем в убывающем порядке проходили менее красивые. Деньги, вырученные от их продажи, раскладывались как приданое для не блещущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В результате все претенденты получали невест с приданым. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту.
   Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:
   - умыкание (похищение) невесты,
   - умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

 
< Пред.   След. >