YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (А.А. Иванов, В.П. Иванов) arrow 2. Формационный подход
2. Формационный подход

2. Формационный подход

   Формационная теория основана на понятии общественной формации, и ее разновидностями являются общественно-экономической формация, “стадии экономического роста”, а также другие разновидности общественного развития, возникшие под влиянием развития научно-технической революции: “индустриальное”, “постиндустриальное”, “технотронное”, “информационное” общества. В последнее время стала формироваться идея о так называемом обществе гуманистического типа, которое в отличие от собственно классовых или технологических критериев будет основываться на свободе и уважении достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения и других факторов (Ю.Г. Волков).
   Формационная типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации как историческом типе общества, основанном на определенном способе производства и выступающим важнейшей ступенью поступательного развития человечества.
   В марксисткой теории понимания истории общественно-экономическая формация является краеугольным камнем, основой. Вся история — это история отдельных формаций, переходящих от одной к другой. Энергия движения, основывающаяся на развитии производительных сил и производственных отношениях, неизбежно порождает классовую борьбу, которая приводит, в конечном счете, к социальной революции (“локомотиву истории”). Она то и является той вехой, которая отделяет одну формацию от другой.
   Таким образом, формационный подход к типологии государства и права — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и нрава с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, в его производственных отношениях и классовой структуре.
   Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественноэкономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.
   Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
   Стадиальная типология общества выделяет различные типы общества путем отнесения его к той или иной стадии развития по критериям особенностей способа производства и отношений собственности (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества). Этой типологии обществ соответствуют три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Последний исторический тип — социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
   Приведем основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.
   Рабовладельческий тип государства — первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств и их правовых систем — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов. Яркими примерами таких государств выступали греческие города-полисы и античный Рим.
   Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Определяющие черты — условность прав собственности на землю и наличие юридически неравных и социально изолированных друг от друга сословий. Расширяя привилегии для одних слоев общества, феодальное государство вытесняло другие за пределы права вообще, в полное бесправие.
   Право прямо говорило о зависимости людей друг от друга. Об этом весьма красноречиво свидетельствуют положения действовавших тогда законов. Так, в Кутюмах Бовези (XIII в.) говорилось: “Следует знать, что людям нашего века известны три состояния: знатное, состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью, и крепостные... Между правами дворян и других свободных людей имеется большая разница, так как дворянами называют тех, кто по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов и рыцарей”. Крестьяне, крепостные, будучи полностью зависимы от своих сеньоров, тоже находились в неодинаковом положении, “ибо одни из них так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем не могут за них отвечать, кроме как перед Богом. С другими (крепостными) обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние”. Феодальное право было правом силы (“кулачным правом”).
   Также для права феодального государства был характерен так называемый партикуляризм права — состояние, выражающееся в отсутствии единого права на всей территории государства и господстве правовых систем, основанных на местных обычаях, иммунных и цеховых правах, сеньориальном и каноническом законодательстве и юстиции.
   История большинства современных европейских государств берет свое начало именно в средневековый период. В своем развитии феодальное (средневековое) государство прошло ряд этапов:
   - раннефеодальная монархия (V—IX вв.), во время которой происходил процесс становления феодального государства и права, сопровождающийся появлением крупной феодальная собственность на землю, постепенным закрепощением свободных крестьян, объединением мелких и средних землевладельце, а также горожан вокруг монарха (империя Карла Великого, древнерусское (Киевское) государство);
   - феодальная раздробленность (X—XII вв.), которая заключалась в замкнутости (натуральности) феодального хозяйства, отсутствии товарного производства, формальности монаршей власти, в постоянных войнах, запустении городов, упадке связей;
   - сословно-представительная монархия (XIII—XV вв.), когда появляются социальные силы, заинтересованные в укреплении центральной власти: главный налогоплательщик — городское население, страдающее от произвола на дорогах, от плохой торговли, а также мелкие и средние феодалы, находящиеся под гнетом крупных земельных магнатов и под страхом постоянных крестьянских восстаний. Эти слои всегда были готовы поддержать монарха. Со временем формируются сословно-представительные органы (в Англии — парламент (1265), во Франции — Генеральные штаты (1357), в России — земские соборы (1547) и др.);
   - абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.), к появлению которой привело укрепление государства во всех сферах общественной жизни и появление особого сословия служилых людей — дворянства (джен три, шляхта, шевалье). Королевская власть, используя непримиримое противостояние дворянства и родовой аристократии, чрезвычайно укрепляется и создает мощный бюрократический аппарат, полностью зависящий от монарха, регулярную армию и полицию.
   Буржуазный тип государства — последний тип эксплуататорского государства. Он оформился в недрах абсолютистского государства, и его появление явилось результатом становления новых общественных отношений, заинтересованность в которых проявляло формирующееся сословие буржуазии. Именно оно, крайне недовольное мелочной опекой государства и стеснением частной инициативы, подняв лозунги “Свобода, равенство, справедливость”, выступило инициатором революционных потрясений XVII—XIX вв. в Англии, Франции, Германии и в других странах. Сословное неравенство в рамках буржуазного государства заменяется социальным. Юридически свободный рабочий лишен средств производства и вынужден продавать себя капиталу. Право закрепляет свободу предпринимательства, охраняет частную собственность.
   Социалистический тип государства возникает в результате объективных противоречий капиталистического общества, которые обуславливают неизбежность пролетарской революции. Переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, ниспровергает отношения частной собственности и основанную на них государственную машину. Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Однако, со временем государство как таковое просто исчезнет, растворившись в общественном самоуправлении, а само общество вступит в высшую стадию своего развития — коммунистическую.
   Имеется еще один тип государства, который не вполне вписывается в рамки формационной типологии, но логически близок к нему. Это государство переходного типа. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате классовой или национально-освободительной борьбы, резкой смены политических режимов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.
   Вышеизложенный классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной литературе. Вместе с тем у него имеются существенные недостатки: при доминировании социально-экономических и политических факторов совершенно не учитываются особенности культуры, морали, религии и других факторов развития общества (технологические, природно-климатические и т.д.); игнорируется многоукладностъ экономики, разнообразие социальной структуры общества и др.

 
< Пред.   След. >