YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (А.А. Иванов, В.П. Иванов) arrow 2. Юридическое мировоззрение: современные типы правопонимания
2. Юридическое мировоззрение: современные типы правопонимания

2. Юридическое мировоззрение: современные типы правопонимания

   Право основывается и держится на трех составляющих: правовых идеях (правовом сознании), правовых нормах (правовых предписаниях) и правоотношениях (общественных отношениях, имеющих юридическую природу). Исходя из этого, типы юридического мировоззрения, в основном, могут выражаться в нижеследующих видах правопонимания (современных теориях права).
   Теория естественного права (естественно-правовой, философский подход) основан на верховенстве идеи права (Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.). Сторонники этой теории исходят из того, что наряду с юридическими нормами, установленными государством в виде законодательства (позитивного права), имеется право естественное, то есть совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека; прав, которые принадлежат человеку от рождения (либо в силу происхождения); прав, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при каких условиях — право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на частную собственность, на нормальные условия жизни, на общение с себе подобными и многие др. Право — это совокупность самодовлеющих нравственных ценностей.
   Естественно-правовой тип правопонимания, сложившись в XVII—XVIII вв., по сути, положил начало идее законности в обществе, законности, которая бы определила место человека, иных социальных элементов, институтов и структур в рамках государственного существования. Эта идея подвигла одного из первых российских правоведов З.А. Горюшкина (1748—1821) к созданию, наряду с “правом человеческим”, производным “от Высочайшего существа” и “правом Божественным”, концепции “законов, касающихся до прочих животных” — закрепление некоторых прав домашних и диких животных, птиц, рыб и насекомых, в том числе и их право на жизнь (Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства. М., 1811).
   Нормативистский (позитивистский) подход (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, X. Кельзен) основан на признании приоритета норм. Право рассматривается в его “чистом виде”, как объективно-логическая собственно юридическая конструкция, совершенно независимая от социального, исторического, политического и психологического содержания; как совокупность норм, правил поведения, создаваемых государством и им же охраняемых. Следовательно, право выражено только в законодательстве (в законе), вне законодательства нет права.
   Нормативизм характерен для этатистского подхода к праву, так как оно рассматривается не иначе как совокупность юридических норм, действие которых обеспечивается лишь в силу существования механизма государственного принуждения к исполнению правовых предписаний.
   Социологическое направление права (реалистическая школа права) базируется на том, что в основе лежит приоритет общественных отношений (деятельное начало в праве). Основоположники этой теории (Л. Дюги, Э. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, К. Ллевеллин, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершсневич и др.) считали, что право — это не то, что выражено в законах, а то, что есть в действительности, в практике. Право заключается не в норме, а в действии (“без практики нет права”). Право рождается в суде, сам же судья имеет широчайшие рамки своего усмотрения. Он может решить конкретное дело с минимальным использованием положений материальных юридических норм, основываясь лишь на общих принципах права и своем жизненном опыте, однако, следуя строгим процедурным правилам.
   Отмеченные естественно-правовой, нормативистский и социологический типы правопонимания являются основными, но имеется еще несколько правовых школ, которые основываются на каждом из них.
   Солидаристское направление или социальная концепция права (Л. Дюги) очень близка к его социологическому пониманию. Рассматривает право как средство достижения гармонии между различными сотрудничающими группами людей в области политики, экономики, морали и т.д. (социальная солидарность) и как средство охраны и защиты этой гармонии. Примером может служить понимание права в так называемом “корпоративном государстве”.
   Психологическая теория права (Л. Петражицкий, Г. Тард) на первый план выдвигает мотивационно-психологические установки личности. “Право — это не то, что есть, а то, как человек относится к имеющемуся праву (закону)”. Право позитивное тождественно праву интуитивному. При этом право интуитивное (подлинное право) является исходным, так как только оно является побуждающим моментом к действиям человека. Л.И. Петражицкий в качестве основ нормативного поведения рассматривал: “социальный инстинкт”, проявляющийся в следовании людей общим правилам; “позитивное моральное расположение”, чувство долга, боязнь внешнего принуждения, наказания; напоминание о божественной власти. Однако для реализации всех этих факторов, подчеркивал он, необходим эффективный социальный и религиозный контроль, поддержание высокого религиозного чувства, а также жесткие государственные законы.
   Марксистская (материалистическая, классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) основывается на классовом подходе и рассматривает право как возведенную в закон волю господствующего класса и инструмент в его руках.
   Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) говорит о праве как о продукте народного духа. Оно складывается в обществе подобно языку в ходе исторического процесса, не зависит от воли государства. Обычаи доминируют над законом. Государству нужно только замечать эти складывающиеся нормы и закреплять их. Так формируется национальное право.
   Реалистическая школа (Р. Иеринг) говорит о том, что право, как защищаемый государством интерес, ничто без государственного принуждения.
   Либертарное направление права (B.C. Нерсесянц, Р.З. Лившиц, В.А. Четвернин и др.) основывается на том, что право обладает высшей самоценностью как мерило добра и справедливости.

Некоторые ключевые понятия темы

   Правовой идеализм — это явление, которое противоположно правовому нигилизму и которое завышает возможности правового регулирования, т.е. возможности права определять реальное поведение людей.
   Правовой фетишизм — это гипертрофированные представления о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.
   Правовая демагогия — это особый вид социальной демагогии, состоящий в намеренном, обманном, конфликтном, внешне эффективном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего представления о правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостоянию государства.
   Славянофилы — это представители одного из направлений русской общественной, философской и правовой мысли XIX в., они настаивали на самобытном развитии России, ее религиозноисторическом и культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, культурными, нравственными и религиозными началами (Аксаков К.С., Аксаков И.С., Киреевский И.В., Киреевский П.В., Кошелев А.И., Самарин Ю.Ф., Хомяков А.С. и др.).
   Западники — это представители одного из направлений русской общественной, философской и правовой мысли XIX в.; социальные преобразования России они связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, основывались на признании изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития и полагали, что Россия неизбежно вступит на тот же исторический путь, что и ушедшие вперед западноевропейские народы (Анненков П.В., Боткин В.П., Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Катков М.Н., Чаадаев П.Я., Белинский В.Г., Герцен А.И., Огарев Н.П. и др.).
   Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (Правопонимание может быть объяснено через объект, субъект и содержание.)
   Субъект правопонимания — это любое лицо — индивид со своим жизненным опытом и профессиональными навыками, перед которым стоит задача интерпретировать те или иные правовые явления (Субъектами правопонимания могут выступать гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшиеся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый-правовед, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования).
   Объект правопонимания — это те явления правового порядка (право как таковое, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы и т.д.), на которые направлено внимание отдельного индивида — субъекта правопонимания.
   Содержание правопонимания — это знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым, обоснованным или произвольным.
   Естественно-правовой (философский) тип правопонимания — это такое отношение к праву, когда оно рассматривается в виде естественного (природного) права (совершенного и неизменного) в противовес установленному волей государства несовершенному закону.
   Школа естественного права — это направление правовой науки, основанное на идее естественных прав человека, обусловленных божественной природой его происхождения; прав, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при каких условиях (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на частную собственность, на нормальные условия жизни, на общение с себе подобными и др.).
   Теория возрожденного естественного права (неотомистская теория права и “светские” концепции естественного права) — это направление правовой науки, основанное на современной трактовке идеи естественных прав человека, и выражающееся в производи ости позитивного права от высшего естественного права, вытекающего из человеческой природы; законодательные нормы могут быть признаны пра вом только если они не противоречат общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.
   Неотомизм — это современная интерпретация средневекового учения Ф. Аквинского о природе и сущности права, основывающаяся на попытке соотнесения основных позитивных (законодательно установленных) прав человека с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом, который призван устранять несовершенство человеческого закона, если он расходится с естественным (божественным) правым.
   “Светская” концепция естественного права — это одно из направлений современной юриспруденции, которое исходит из этической первоосновы права, то есть из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права.
   Социологическая школа права — это одно из направлений правовой науки, возникшее в XIX в. и активно развивающееся в настоящее время, сторонники которого считают, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям, в этой связи доминирующее значение отводится широчайшей свободе судейского усмотрения, т.е. деятельности судей при практически полном отрицании роли стабильного закона.
   Психологическая школа права — это одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX-XX вв., и обосновывающее право не социально-экономическими условиями жизни общества, а некими явлениями психики человека (психическими переживаниями), формирующими у него чувство этически должного как основу правового сознания (Г. Тард, Л. Кнапп, А. Вирлинг, Э. Ленинг, А. Росс, П.А. Сорокин, Л. Петражицкий и др.).
   Психологический подход к праву — это такое отношение к правовым явлениям, при котором под правом понимается только сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, правосознание.
   Реалистическая школа права — это одно из направлений американской юридической науки, возникшее в 1920 гг., рассматривающее право как результат влияния внешних факторов — интересов, движущих человеком и заставляющих ею ставить цели, которые осуществляются при посредстве права — защищенного государством интереса не законодателей, а самих его пользователей (Р. Исринг, Е.Трубецкой, Дж. Френк, К. Ллсвеллин).
   Исторический подход к праву — это такое отношение к правовым явлениям, при котором оно рассматривается как явление, возникающее с течением времени в естественно сложившихся условиях и имеющее самоорганизующий характер.
   Классово-волевой подход к праву — такое отношение к правовым явлениям, которое ставит вопрос существования государственноправовых явлений в прямую зависимость от особенностей экономических процессов, протекающих в обществе, основывается на видении права как возведенной в закон воли господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Ф. Лассаль и др.).
   Феноменологическая школа права — это направление правовой мысли XX в., опирающееся на феноменологию (одно из течений субъективного идеализма) и основывающееся на том, что право имеет свою онтологическую основу в виде независимого от законодателя и суда бытия как уже готовых, сложившихся правовых моделей, которые правотворческим и судебным органам необходимо только “уловить” и оформить (А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др.).
   Коммуникативная концепция права (А. В. Поляков) — это такой взгляд на сущность права в современном мире, который рассматривает его в качестве специфической формы социальной коммуникации, не обусловленной государством, а сформулированной в процессе психосоциокультурных, коммуникативных действий членов общества, которая объективируется в правовые тексты, нормы и правовые отношения.

Контрольные вопросы

1. Право как социальная ценность.
2. Понятие права: исторические и современные трактовки.
3. Соотношение государства и права.
4. Сущность права и ее проявления.
5. Неразрывная связь права с государством.
6. Естественное и позитивное право.
7. Сущность права согласно различным правовым концепциям.
8. Проблема правопонимания и основные концепции права в отечественной дооктябрьской науке.
9. Основные школы (направления) права.
10. Понятие и формы проявления правового нигилизма.
11. Причины правового нигилизма и пути его преодоления в российском обществе.
12. Основные концепции современного правопонимания.

 
< Пред.   След. >