YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (А.А. Иванов, В.П. Иванов) arrow 2. Правовой обычай как форма (источник) права
2. Правовой обычай как форма (источник) права

2. Правовой обычай как форма (источник) права

   Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянных и единообразных повторений каких-либо действий. Именно обычай являлся древнейшим источником информации о надлежащем поведении в том или ином социуме. Возникнув в глубокой древности, в период становления государства и будучи санкционирован им, на долгие века обычай стал практически единственной формой выражения волеизъявления нарождающейся публичной власти. В этом качестве он превратился в обычное право, то есть в совокупность правил поведения, которые сложились в обществе в результате их неоднократного традиционного применения, санкционированы государственной властью, и в силу этого стали общеобязательными предписаниями. Такими записями обычного права были древнейшие памятники права — законы Хаммурапи (ок. 1750 г. до н.э.), Законы XII таблиц (ок. 450 г. до н.э.), Салическая Правда (VI в.), Правда Ярослава (не позднее 1054 г.) и др.Для того, что стать императивным и всеохватывающим требованием обычаи должны были быть полезными людям и известными на протяжении достаточно длительного времени (во Франции до первого Уголовного кодекса 1810 г. при разрешении дел руководствовались ордонансами королей и местными обычаями, “известными с незапамятных времен”, которые определяли примерно в сорок лет); приниматься как данность всеми (у древних римлян это было закреплено на законодательном уровне в виде правила: “молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами”); иметь глубокую моральную и этическую подоплеку, а подчас обладать и качествами сакральности (в период архаичного Рима для обозначения права имелось два понятия: jus и fas; jus являлись человеческими правилами, a fas носили характер божественных установлений. При этом считалось, что “все право введено соглашением, или установлено необходимостью”, и “сами законы обязывают нас лишь в силу того, что приняты они по решению народа, но то, что народ одобрил, не записав, также обязывает всех”).
   Сейчас правовые обычаи в процессе регламентации общественных отношений выполняют скромную вспомогательную роль. Наиболее распространены они в международном праве и частноправовых отраслях национальных правовых систем, а также в странах англосаксонского и традиционного права.
   В межгосударственных отношениях под “общепризнанными принципами и нормами международного права” понимаются общеобязательные правила поведения, признаваемые большинством государств (запрещение агрессивной войны, самоопределение наций, мирное сосуществование и др.), основным источником которого является международный обычай.
   В России в настоящее время правовой обычай как источник права имеет форму делового обыкновения или обычая делового оборота (ст. 51 ГК РФ). Встречаются и другие формулировки: “обычно предъявляемые требования” (ст. 309 ГК РФ), а в п. 1 ст. 19 ГК РФ указывается, что “гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая”.

 
< Пред.   След. >