YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (А.А. Иванов, В.П. Иванов) arrow 4. Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация
4. Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация

4. Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация

   Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.
   Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности.
   Правовая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Это, прежде всего, уважительное отношение к праву, проявляющееся в правомерном поведении.
   В зависимости от степени распространенности (действенности) можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллективов, а также правовую культуру отдельной личности.
   Правовая культура общества — это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений (правовых актов, юридической деятельности, правосознания и т.д.), а также степенью гарантированности государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.
   Правовая субкультура — это такая разновидность правовой культуры, которая является характерной для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры.
   В зависимости от степени осознания личностью позитивности права, полезности его проявлений выделяются уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный и теоретический.
   Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познавательная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосоциализаторская и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность.
   Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются:
   - правовая пропаганда (правовое информирование) — целенаправленный инициированный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с помощью различных приемов и способов, в том числе средств массовой информации;
   - правовое обучение и образование — целенаправленный процесс формирования высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права;
   - правовое воспитание — целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры;
   - формирование навыков и привычек правомерного поведения в форме правовой агитации — воздействия на сознание и настроения людей в сторону законопослушности и правомерного поведения).
   Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего законодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти, правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных организаций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка; распространение передового опыта правовой работы и т.д.
   “Народу необходимо и достойно знать законы своей страны, это входит в состав правовой жизни. Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует — для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и осознавали формулированное требование” (И.Л. Ильин).
   Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она же оказывает огромное влияние на становление правовой культуры личности.
   Правовая социализация — это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.
   При этом необходимо иметь в виду, что человек социализируется, то есть получает знания о полезных общественных установках на протяжении всей своей жизни. Огромное влияние на процесс правовой социализации оказывает образ жизни конкретного человека — его микросоциум, с комплексом своих требований и методов их осуществления.
   Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфальтилизм)у либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения правосознания личности именуются дефектностью ее правовой социализации. Иногда эта дефектность может принять совершенно крайние формы, при которых правовое начало сознательно и целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и многим иным причинам. В конечном счете, это приводит к так называемому правовому перерождению.
   “Современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой — криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву” [Н.И. Матузов).

Некоторые ключевые понятия темы

   Институционная форма бытия правосознания — это сфера действующего права, существующая в виде документов и поэтому проявляющаяся в основном в деятельности юристов-профессионалов.
   Неинституционная форма бытия правосознания — это такая сфера существования правосознания, которая выражается в виде живого процесса, акта сознания и проявляется в теоретических трудах, художественных произведениях и т.п.
   Гражданственность — это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; это разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
   Правовой миф — это такая устойчивая форма правосознания, с помощью которой правовая информация о действующем правопорядке и правоприменении собирается, систематизируется, воспроизводится и закрепляется в целях создания упрощенных, просто понимаемых и объясняемых представлений о должном положении дел в правовой сфере для последующего сравнения этих представлений с уже имеющимися. Это устойчивое представление о разнообразных явлениях правовой сферы, полученное на основании опыта предшествующих поколений, хранящееся в памяти народа в виде опыта, связанного с самоорганизацией поведения людей, и направленного на устройство и укрепление существующего правопорядка. (Правовые мифы проявляются посредством правовых процедур, ритуалов, церемоний и проч.)
   Правовые утопии — это продукт правовой мифологии, который объединяет часть правовых представлений с установкой на достижение не просто несуществующего, вымышленного, но и идеального, совершенного общества и соответствующей ему правовой системы.
   Правовая лояльность — это характеристика правосознания, которая обеспечивает правомерное поведение личности и проявляется по отношению к позитивному праву в готовности к реализации правовых предписаний, к активному использованию имеющихся правовых средств защиты нарушенных субъективных прав, к участию в социальном контроле правовой действительности.
   Правовой менталитет (социольно-прававовой подход) — это устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом в отношении права.
   Чувство законности — это особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям.
   Правовая просвещенность — это совокупность имеющихся знаний у членов общности о правовой системе общества, роли права и законности в жизни общества, своих правах и обязанностях, способах их реализации и выполнения и др.
   Психологическая культура юриста — это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Контрольные вопросы

1. Правосознание и иные формы общественного сознания.
2. Основные функции правосознания.
3. Структура и виды правосознания.
4. Основные различия между правовой идеологией и правовой психологией.
5. Особенности национального правосознания.
6. Место и роль правосознания в реализации права и правотворчестве.
7. Причины и виды деформации правосознания.
8. Особенности правосознания в современном российском обществе.
9. Право, правосознание и правовая культура.
10. Правовая культура и ее элементы.
11. Правовая культура в системе культуры общества.
12. Функции правовой культуры.
13. Роль и значение правовой культуры в России в переходный период.
14. Цели и формы правового воспитания.
15. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
16. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
17. Правовая социализация.
18. Соотношение правосознания, правовой культуры и правового воспитания.
19. Роль и значение правовой культуры и правового сознания в механизме регулирования правомерного поведения личности.

 
< Пред.   След. >