YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §1.1. История зарождения и развития научного знания о государстве и праве
§1.1. История зарождения и развития научного знания о государстве и праве

§1.1. История зарождения и развития научного знания о государстве и праве

   Проблемами государства, права и правовых явлений люди занимаются с глубокой древности. Одним из величайших мыслителей античного мира, заложившим основы научного изучения общей теории государства и права, является Платон. В его философских диалогах “Государство”, “Законы”, “Политик” изложены патриархальная концепция происхождения государства, учение о формах государственного устройства, законодательства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических знаний о природе государства и права связано с именами Аристотеля, Цицерона, Полибия, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Данте Алигьери, Н. Макиавелли и др.
   Вместе с тем лишь в XVII столетии появляется первая энциклопедия права под собственным именем. В 1638 г. Гуниус (Hunius) выпускает Encyclopaedia iurius universi, направленную, главным образом, на достижение пропедевческих целей, связанных с введением в изучение юриспруденции с помощью краткого догматического изложения отдельных правовых дисциплин и исторического очерка изменений в праве. Особого внимания в становлении теории государства и права в качестве самостоятельной дисциплины заслуживает учебное пособие Христиана Томазия, написанное в 1699 г. и известное под названием “Суммарный очерк основных учений, которые необходимо знать студен- ту-юристу и учить в университетах”.
   Лучшим образцом эмпирической (положительной) энциклопедии права во второй половине XVIII века было произведение Иоанна Стефана Пюттера, названное в первом издании 1757 г. Эскизом, а во втором - 1767 г. - Опытом юридической энциклопедии. В 1792 г. Густав Гуго опубликовал свою “Энциклопедию права”, основанную исключительно на рациональных началах западно-европейской философии. В этот исторический период, по аналогии с юридическими энциклопедиями, появляются особые энциклопедии государства под редакцией Шлецера, Рессига и др.
   Однако единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина “О предмете науки права”, изданной в 1832 г., который выделял общее право и национальное право.
   Общая теория государства и права получила широкое развитие во второй половине XIX века в трудах немецкого ученого А. Меркеля. По его мнению, в отличие от других юридических наук, общая теория государства и права есть абстрактная область знаний, изложенных в системном порядке. Иную точку зрения на природу общей теории государства и права отстаивал соотечественник А. Меркеля - Щютце. Он исходил из того, что эта дисциплина дублирует философию права. В целом, в XIX веке в германских университетах царил дуализм: наряду с энциклопедией права преподавали философию права.
   В России до 1835 г. на юридических факультетах читали философию права. В рамках этого учебного предмета теорию права рассматривали как метафизическое учение об абсолютных началах права, коренящихся в положительном опыте исторической эволюции правоотношений. С 1835 г., после принятия нового университетского устава, философию права заменили энциклопедией права, которая представляла собой краткий очерк всех юридических наук в совокупности. Некоторые российские ученые начала XX века отождествляли энциклопедию права и общую теорию права. Так, Г.Ф. Шершеневич писал: “... общая теория права есть - теоретическая часть философии права в единственно возможном ее содержании”.
   После революции 1917 г. в Советской России теория государства и права стала называться марксистко-ленинской теоретико-методологической наукой, составляющей ядро всей юриспруденции.
   В настоящее время теория государства и права не ориентируется на монистическое восприятие государственно-правовых явлений, а исходит из плюралистического толкования основ правовой материи.
   По мнению Д.А. Керимова, современная теория государства и права “включает в себя две основные части: социологию государства и права и философию государства и права, водораздел между которыми проходит. по линии онтологического и гносеологического изучения”.
   Практически весь XX век отечественная теория государства и права базировалась на идеи неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Причем советская правовая традиция стояла на этатистской позиции, в соответствии с которой государство доминирует над правом, воплощая в нем волю экономически и политически господствующего класса. Вследствие этого, ряд теоретиков предприняли попытку рассмотреть отдельно друг от друга теорию права и теорию государства, пытаясь освободить право из “оков” государственной опеки. Так, В. А. Козлов отмечал, “собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться. как причинно-следственная зависимость права от государства”. В противовес данной точке зрения, А.В. Малько заявил, что связь права и государства - это аксиома, которую не стоит доводить до этатистского уровня правопонимания, при котором право определяется исключительно в качестве инструмента публичного управления.
   Такой подход, считает И. А. Иванников, представляется наиболее верным, ибо он тесно связан с воззрениями русской юридической науки второй половины XIX - начала XX вв., рассматривавшей вопросы государства в курсе теории права.
   Исходя их вышесказанного, необходимо сделать вывод, что общая теория государства и права является единой наукой и учебной дисциплиной. Традиционно теорию государства и права делят на две части: теорию государства и теорию права. Ряд авторов исследуют теорию правосознания, как автономную часть общей теории государства и права.
   Вместе с тем в структуре общей теории государства и права, целесообразно выделять три относительно самостоятельных блока: 1) теорию государства; 2) теорию права; 3) теорию правовой культуры и правового мышления.

 
< Пред.   След. >