YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §1.2. Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права
§1.2. Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права

§1.2. Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права

   Традиционно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом обычно понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической познавательной деятельности. По мнению И.А. Иванникова, “объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.)”.
   Вместе с тем эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать в качестве совокупных однородных общественных отношений.
   Любая теория, прежде всего, представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи.
   Вопрос о предмете теории государства и права в отечественной юриспруденции исследован достаточно хорошо, хотя и неоднозначно. Так, в 50-60-х гг. XX века правоведы констатировали, что марксистско-ленинская теория государства и права “есть наука о классовой сущности и формах государства и права, об их исторических типах, об их значении в жизни общества, наука о закономерностях возникновения и развития государства и права, о принципиальном отличии сущности, назначения и роли социалистического государства и права от любого эксплуататорского государства и права”. Отвергая идеологические установки, Д.А. Керимов в 1977 г. отмечал, что предметом общей теории государства и права “являются государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности ее развития, на основе познания и использования которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юридических наук”.
   По мнению А.В. Малько, предмет теории государства права составляют:
   1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, к которым относятся константы объясняющие:
   - возникновение государства и права;
   - смену исторических типов государства и права;
   - развитие и сущность государства и права;
   - эволюцию форм государства и права;
   - построение системы органов государства и системы права;
   - осуществление функций государства и права;
   - пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
   - расширение и обогащение прав личности и усиление их гарантированности;
   - проявление принципов демократии, законности и правопорядка;
   - развитие правосознания и правовой культуры;
   - соблюдение, исполнение, использование, применение норм права;
   - развитие самой юридической науки.
   2. Система основных понятий юриспруденции, пронизывающих собой все юридические науки.
   Вышесказанное доказывает, что предмет теории государства и права по самой природе этой дисциплины и “по определению” не может не иметь политического и идеологического аспекта. Ибо в противном случае нужно было бы признать никогда и никем не признаваемое в силу объективных причин положение о том, что государство и право как явления, изучаемые данной дисциплиной, не имеют ничего общего ни с политическими, ни с идеологическими явлениями. А это, разумеется, далеко не так. “Правовое, социальное, полицейское или любое иное государство, - пишет М.Н. Марченко, - точно так же как конституционное, административное право и ряд других отраслей права, носит не только ярко выраженный политический, но и соответствующий идеологический характер. Отрицать это и не учитывать при определении предмета теории государства и права означало бы противоречить реальной действительности”.
   Кроме того, необходимо помнить, что исследование различных природных и социальных процессов невозможно без первичных умозаключений, не требующих логического доказывания, т.к. смысл их очевиден для всех. В науке такие априорные выводы называются аксиомами (от греч. ахіота - истина, не нуждающаяся в подтверждении). Например, общеизвестными правовыми аксиомами являются следующие запреты: 1) на двойное осуждение за одно и то же правонарушение; 2) на осуществление правосудия лицом, являющимся стороной в деле; 3) на придание новому виду уголовной ответственности обратной силы и т.д.
   Вместе с тем властеотношения, пронизывающие государственно-организованное общество, подчиняются собственным фундаментальным законам, нарушение которых приводит к политическому коллапсу, социальному взрыву, государственному перевороту, революции или анархии. В целях избежания вышеприведенных перспектив необходимо знать и соблюдать базовые основы публичного господства. Так, И.А. Ильин выделяет пять ключевых правил организации государственной власти.
   1. Государственная власть должна осуществляться в рамках правового полномочия, опираясь на законы, а не на произвол должностных лиц.
   2. Государственная власть не подлежит дроблению на абсолютно автономные части, ибо по своей природе она едина и неделима. Это не означает невозможность ее функциональной специализации в сферах законотворчества, исполнения воли народных представителей, осуществления правосудия, надзора и т.д.
   3. Государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.
   4. Политика обязана служить генеральному интересу общества, а не отдельным его частям. Причем ценность “народной воли” следует сопоставлять с содержанием национальных интересов; “вне этого она оказывается лишь дурным вожделением толпы, и качество этого дурного вожделения нисколько не становится выше оттого, что им увлечены многие или даже большинство”.
5. Государственная власть должна быть связана распределяющей справедливостью, с возможностью отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и державного бытия народа. В целом, правительство обязано заботиться о сиротах, малоимущих и других социально незащищенных слоях населения, гарантируя им необходимый минимум для достойного человеческого существования. Но “режим, поддерживающий без достаточных оснований несправедливые привилегии, - пишет И.А. Ильин, - есть режим противо-политический, он компрометирует достоинство политической власти и подрывает волю к государственному единению. Такой режим не может быть прочным, ибо он сам воспитывает те центробежные силы, которые рано или поздно разложат его и поставят вопрос о самом существовании государства”.
   Следовательно, под предметом теории государства и права необходимо понимать наиболее общие закономерности возникновения, существования, изменения, отмирания и возрождения государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок.

 
< Пред.   След. >