YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §2.3. Функции государства. Классовая, общесоциальная национальная природа функций государства
§2.3. Функции государства. Классовая, общесоциальная национальная природа функций государства

§2.3. Функции государства. Классовая, общесоциальная национальная природа функций государства

   Понятие функции введено в научный математический оборот Г.В. Лейбницем на рубеже XVII-XVIII вв. в качестве переменной величины, зависимой от других величин, изменяемых определенным образом.
   Вместе с тем достаточно трудно достоверно определить, когда произошла юридизация данного понятия. Например, о функциях в социологическом аспекте писали уже в середине XIX в. такие мыслители, как О. Конт, К. Маркс и Г. Спенсер. В 1900 г. в Гейдельберге Г. Еллинек опубликовал работу “Общее учение о государстве”, в которой целая глава была посвящена функциям государства, рассматриваемым исключительно в правовом смысле.
   Необходимость изучения функций публичного управления является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального смысла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, иначе говоря, его сущности.
   Кроме того, значение вопроса о функциях государства обусловлено тем, что они определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов политического управления обществом как сложной социально-иерархической системой. Наряду с этим, следует обратить внимание на то, что содержание понятия “функция государства” может быть раскрыто через следующие суждения:
   - это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность подразделяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов и, как следствие, продукта деятельности;
   - функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству, так как они могут осуществляться негосударственными организациями. Например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и в конечном счете общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни;
   - специфика функций государства состоит в том, что публичная власть посредством органов политической власти придает им общеобязательный характер;
   - функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом в рамах одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями политического господства данного класса в конкретную историческую эпоху;
   - посредством функций государство реализует свое социальное назначение;
   - государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции;
   - к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно;
   - понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или “удельным весом” того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате - достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством;
   - каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.
   Главными признаками функций государства являются:
   а) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение определенных целей на каждом историческом этапе развития общества;
   б) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в определенной сфере жизни общества;
   в) реализация функций осуществляется в определенных правовых формах: законотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной.
   Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению понятия “функция” вообще и функции “государства” в частности. Так, на рубеже 60-70-х гг. под функцией понимался “способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит”. На этом основании Л.И. Каск писал: “Функция какого-либо объекта - это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений”. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого понятия: “Функция - отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)”. В первом, более раннем определении, акцент делается на внешнем проявлении свойств объекта, “способе” его поведения, во втором, более позднем, - на “отношении” между объектами, т.е. акцентируется сущностная сторона функции. В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки проблемы, “разнообразие мнений” в определении понятия функции государства “прежде всего, объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление. Причем во всех случаях сущность любой функции (и в природе, и в обществе) остается единой. Тогда как ее явления обнаруживаются все больше по мере развития общества, государства и науки”. По его мнению, “на сущностном уровне любые функции могут быть отношениями и ничем иным”.
   В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается в триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции.
   Так, Г. Еллинек, определяя функции государства, различает “материальные” функции, как “основные направления государственной деятельности”, и “формальные”, т.е. “функции определенных групп органов”. Первые рассматриваются им как функции государства, которые “обусловливаются... тем, что деятельность государства направлена на достижение его целей”. С этой точки зрения функции государства - это средства достижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и формальным проявлениям власти. Он считал, что “конкретное содержание деятельности государства всегда может быть определено только эмпирически, и притом только для отдельного государства в данный момент его существования”. Поэтому, по его мнению, “безусловно, ненаучны все попытки дать исчерпывающее представление о государственной власти путем простого перечисления ее функций по их содержанию”.
   Юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направленной его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние.
   Таким образом, функции государства - это основные направления его деятельности, направленные на достижение политико-правовых, социальных и экономических задач публичного управления обществом.
   В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить всё многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
   Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства.
   Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер (выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, временной характер и территориальный масштаб, содержание функций и т.д.).
   К числу наиболее простой можно отнести классификацию функций, базирующуюся на принципе разделения властей. К подобной классификации прибегал Г. Еллинек, исходящий, правда, из посылки, что каждая функция государства направлена на достижение его целей. Так, он писал: “правой целью обусловливается функция государства, направленная на установление и охрану права и дифференцирующаяся от другой его функции, направленной на утверждение могущества государства споспешествование культуры”.
   При этом Еллинек выделял три функции государства: “законодательство, суд и управление”. Однако он признавал, что “наряду с этими нормальными функциями существуют ещё чрезвычайные государственные функции, которые не подходят ни под одну из указанных категорий. Сюда относится, прежде всего, война”.
   Данная классификация, весьма распространённая за рубежом в модифицированном виде, в отечественной теории государства долгое время не признавалась, ибо марксистско-ленинская доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющей законодательные и управленческие функции в одном органе.
   Наиболее распространено в науке традиционное разделение функций на внешние и внутренние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя), и по отношениям к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя). Внутренние функции государства проявляют себя в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества, обращены внутрь общества. Внешние функции государства - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостной организации общества, но уже обращены не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.
   Деление функций на внутренние и внешние - это определённое наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от её предыдущего методологического подхода, когда классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. При этом в теории социалистического государства (Н.В. Черно- головкиным и другими) выделялись четыре следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, регулирование меры труда и потребления, культурновоспитательная, охрана правопорядка. В период диктатуры пролетариата в качестве самостоятельной существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов. Объявлялся её временный, переходный характер в зависимости от особенностей развития классовой борьбы в стране. Отправной точкой этой классификации являлись известные положения ленинских работ.
   Ключевым моментом в содержании этих внутренних функций было представление о государстве как о главном орудии социалистического строительства, которое осуществляет всестороннее централизованное руководство всеми сторонами жизни общества, является собственником основных средств производства, и на этом основании интересы государства имеют приоритет перед любыми общественными и личными интересами и потребностями.
   Главное содержание хозяйственно-организаторской функции составляло строго организованное, монопольное государственное руководство экономикой, планированием, организацией и регулированием производства в масштабах страны.
   К организаторско-хозяйственной примыкала функция регулирования меры труда и потребления. Её главное назначение - организация и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве и распределении предметов потребления (зарплата, фонды общественного потребления и т.д.), а также регулирование торгового и бытового обслуживания населения.
   Культурно-воспитательная функция была призвана решать задачи государства в идеологической сфере. В условиях существования единой государственной идеологии эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, средств массовой информации. Задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведение граждан обусловила принятие Советским государством на себя обязанности проводить воспитательную работу среди населения.
   Содержание функции охраны правопорядка было ориентировано главным образом на охрану социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепление государства и в меньшей степени на охрану прав и свобод граждан, личной собственности.
   К внешним функциям Советского государства относились: оборона страны, взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами, поддержка национальноосвободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами. Уже в самих названиях этих функций раскрывается их классовая направленность и содержание.
   Определенные сложности возникли при моделировании функций государства вообще или же применительно к эксплуататорскому типу государств. Поэтому Л.И. Каск прибегал, например, к дополнительному подразделению функций по классовому (основному) назначению. Так, в эксплуататорском государстве он к внутренним классовым функциям относил: регулирование антагонистических классовых отношений (в том числе подавление эксплуатируемых классов), регулирование неантагонистических классовых отношений, идеологическую. К внутренним общесоциальным функциям относились: экономическая (косвенное регулирование экономики) и социализаторская (деятельность, направленная на воспроизводство человека как элемента определённой социально-экономической структуры).
   По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, политические, социальные и идеологические. Есть точка зрения, что эти функции осуществляются любым государством:
   - экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации общественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.);
   - политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государств от внешних посягательств и т.п.);
   - социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей, поддержка необходимого уровня жизни населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);
   - идеологическая (поддержка любой, в том числе религиозной идеологии, организация образования, поддержка науки, культуры и др.).
   Следует обратить внимание и на другие новационные взгляды на функции государства.
   Так, достаточно интересен подход В.А. Владимирова, который отмечает, что функции по характеру выражения могут быть явными и скрытыми (латентными). Выражение явных функций настолько очевидно, что их наблюдает каждый. Латентные же функции могут быть выявлены лишь в результате специального исследования, а также в случаях, когда они проявляются самостоятельно через определенный отрезок времени. В этом плане надо различать истинно латентные функции и псевдолатентные. Истинно латентные функции и отношения возникают и развиваются в соответствии с объективными законами общественного развития. Здесь надо ясно понимать, что возможности государства в обратном воздействии на общественные отношения хотя и весьма разносторонни и эффективны, но не безграничны, так как существуют скрытые, в том числе непознанные процессы как позитивного, так и негативного характера.
   Несомненно, что многие негативные явления, например, бюрократизм, коррупция, связаны с латентными отношениями и могут привести к афункциям и дисфункциям, например таким, как “паралич власти” и “пробуксовка” решений. Латентные отношения в силу их объективности не зависят от воли государства, могут вступать в противоречие с явными его функциями. Их нельзя устранить, поэтому государство может воздействовать лишь на ту их часть, которая проявилась. Задача науки состоит в том, чтобы при организации осознанных отношений добиться наименьшего противоречия между явными и латентными функциями.
   Н.Б. Пахоленко предлагает строить классификацию функций государства в зависимости от политического режима: “вопрос о функциях государства - часть вопроса о публичной власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления, на наш взгляд, может быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система не столь жесткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического”.
   Содержание функций не остаётся неизменным на всех этапах развития общества и государства. В силу их тесной связи с сущностью, социальным назначением, формами государства в содержании функций любого государства присутствуют как общесоциальные, так и классовые, а, по мнению А.Б. Венгерова, ещё и национальные начала.
   В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает, прежде всего, интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда - функции государства в классово-антогонистическом обществе имеют чёткую классовую характеристику. Такое состояние государственности было присуще, в частности, формирующемуся буржуазному обществу середины XIX в. Поэтому нет никаких оснований подвергать сомнению точность социологического анализа К. Маркса современного ему общества и роли государства. Характеризуя эту роль, Маркс писал, что деятельность государства сразу “охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами”.
   По мнению Маркса, “выполнение общих дел” всегда свойственно любому государству (к какому бы историческому типу оно ни относилось), хотя конкретное содержание “общих дел”, масштабы и способы их ведения меняются от эпохи к эпохе. При этом в эксплуататорском обществе “общие дела” не являются результатом совпадения, гармонии основных экономическо-политических устремлений противоположных классов. Такое исключается. Это объективное свойство управлять “общими делами” не трансформирует государство в надклассовое или классово-нейтральное учреждение. Как орудие социального управления, такое государство не перестаёт быть машиной, инструментом политического господства класса частных собственников. Поэтому Маркс рассматривает ведение “общих дел” в неразрывном единстве с осуществлением государством, эксплуататорским по своей сути, “специфических функций, вытекающих из противоположности между правительством и народными массами”. Эти “специфические функции”, выполняемые при помощи самых различных экономических, политико-юридических и идеологических средств, суть непрекращающиеся попытки аппарата эксплуататорского государства умерить, сгладить раздирающие общество антагонизмы, смягчить острейшие социальные конфликты за счет ущемления интересов, за счёт подавления нужд непосредственных производителей.
   Следует отметить, что именно те или иные классовые, “специфические функции” объявлялись на предыдущем этапе отечественной теории государства наиболее значимыми, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что на некоторых этапах государственности, например на социалистическом, эти функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.
   По мнению В.А. Четвернина, “Марксова “теория насилия” вполне понятна в социально-историческом контексте её понимания. Более того, осмысление всей истории доиндустриального общества через призму классовой борьбы является вполне оправданным. Но Марксова “теория насилия” (в отличие от методологии исторического материализма) вряд ли применима для анализа государственности в эпоху постиндустриального общества”.
   К общесоциальному содержанию функций государства, управлению “общими делами” относится всё то, что направлено на решение основных экономических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность.
   Уже ранние города-государства - первоначальная государственная организация общества - берут на себя общезначимые социальные функции, прежде всего, экономического характера: земледелие, скотоводство, металлообработка, керамика и т.п. Тем самым государственная организация общества, демонстрируя свою социальную ценность, как бы переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создаёт цивилизацию.
   При этом общесоциальное содержание функций, которое сохраняется на протяжении всей истории государственности, придает все большую социальную ценность государству, хотя порой это и приобретало весьма разнообразные, даже причудливые формы.
   Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относились: поддержка мореплавания, морской торговли (островные государства, средневековые Португалия, Испания, позже Нидерланды), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые скандинавские и тихоокеанские страны). А у иных народов именно сомнение в своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.
   Именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой вообще игнорировалось на предыдущем этапе отечественной теории государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой к его распаду, разрушению и даже исчезновению. Характеристика взаимосвязи этих процессов достаточно исчерпывающе описана Г. Спенсером и другими учёными.
   Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть (при этом речь идёт о широком понимании классов как определённых социальных, организованных структур общества).
   К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства - армию, полицию, пенитенциарные учреждения) своих классовых противников. Причём подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследование, а иногда классовые противники устраняются физически.
   Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности - с помощью налоговой системы, трудового законодательства, устанавливающего жёсткий порядок (продолжительность рабочего времени, трудовая (данность, штрафы и т.п.), участия государства в денежной системе, например путём эмиссии, инфляции, девальвации и т.д. Наряду с классовым содержанием функций большое значение в жизнедеятельности государства всегда, в том числе и в последнее время, имело и национальное содержание функций.
   Эта характеристика связана с той деятельность государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который собственно и выступает в государственно-организованной форме. Так, в ч. 2 ст. 6 Конституции Республики Польша 1997 г. отмечается, что “Республика Польша оказывает помощь полякам, проживающим за границей, в сохранении их связей с национальным культурным наследием”.
   Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный состав.
   Стремление к образованию национального государства, по мнению Э. Яна, обязано своим происхождением идее народного суверенитета. Мысль о том, что совокупность людей может стать нацией, притязающей на собственное государство, но не имеющее такового, оформляется лишь в XVIII в., когда зарождается идея о народном суверенитете, о легитимации власти через волю, интересы и потребности народа (с перехода от династического к народному суверенитету, от Божьей милости к воле народа).
   Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.
   Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой ни что иное, как национальную катастрофу. Однако на основе исторического опыта встаёт вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществлении национально-функциональной деятельности государства, особенно в современных условиях, когда так переплетаются национальные, политические, территориальные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнациональных, этнических конфликтов. Кроме того, следует учитывать, что на Земле в настоящее время живёт более 2000 этносов, большинство из которых в своём национальном самосознании понимает социальную ценность собственной государственности. Но возможно ли существование такого числа государств на Земле, не рождает ли современное состояние государственности принципиально новые, в частности укрупнённые типы и формы государств? Появление Европейского сообщества, образование Союзного государства Белоруссии и России свидетельствуют, что такие самоорганизующиеся процессы в истории государственности начались и должны осмысливаться также в рамках теории государства.

 
< Пред.   След. >