YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §4.4. Форма государственного (политического) режима
§4.4. Форма государственного (политического) режима

§4.4. Форма государственного (политического) режима

   Термин “политический режим” появился в 1970-х гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к его пониманию. Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и не установленным, как и определение понятия государства.
   По определению Юридического словаря, политическим режимом “называют понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти”. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
   Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так, в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы.
   Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.
   Политический режим (от лат. regimen - управление) - способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти.
   При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не надо ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что “заявляет” о себе само государство.
   Существуют значительные различия и противоречия между внешним благополучием государства и его внутренними экономическими, политическими процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов и применяется понятие “политический режим” - система реальных методов властвования в данном государстве.
   Всякие изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного правле- ния. Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях.
   Рассматривая многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - “мера всех вещей”, основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.
   В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:
   1) Степень развития гражданского общества.
   2) Роль и значение негосударственных политических организаций в политической жизни.
   3) Роль в государстве и обществе силовых структур (армия, полиция).
   4) Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов.
   5) Степень разделения властей и характер отношений между ними.
   6) Степень централизации власти.
   7) Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.
   В соответствии с этими критериями выделяются два резко отличающихся друг от друга типа политических режимов:
   - демократический;
   - тоталитарный.
   Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
   Таким образом, можно сформулировать следующее определение: политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
   Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию форм государства:
   - по тому, в чьих руках власть;
   - по тому, как эта власть используется.
   Демократия как строй зародился в Древней Греции, его особенности государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: “Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех”. Другими словами, демократия - прежде всего такая система властвования, в которой все слои общества имеют формальные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом.
   Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - народовластие, означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.
   Демократия характеризуется следующими чертами:
   1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
   2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - “гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами”.
   3. Разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Исполнительная высшая власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
   4. Право народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
   5. Политический плюрализм. Возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его.
   6. Высокая степень реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
   Демократия должна уметь защитить себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных идеологий.
   Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на Земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов.
   С одной стороны, демократия - это тип государства и политической системы (в этом она однопорядковая с такими понятиями, как “авторитаризм” и “тоталитаризм”), а в более широком смысле - любая форма государственного устройства, основанная на принципах равноправия её членов, периодичной выборности органов управления и принятии решений по большинству. С другой стороны - это также определённое мировоззрение, идеал, основанный на ценностях свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета. К этому понятию тесно примыкают и базирующиеся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либеральные, социальные, христианские демократы, новые альтернативные движения и т.д.
   Формы демократии
   Прямая демократия - система, когда управлением реально воздействуют на избрание управителей и политический курс правительства.
   Прямая демократия - непосредственная, т.к. власть осуществляется народом через формы непосредственного волеизъявления без политических посредников.
   По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3): “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.
   Субъектами прямой демократии выступают: многонациональный народ России в целом, население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане.
   Характерные черты прямой демократии:
   - участия граждан в осуществлении народовластия;
   - право на участие в волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан;
   - прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами прямой демократии.
   К положительным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительной) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.д.
   Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства “правителей” и т.д.
   Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые признаны выравнивать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ; в субъектах Федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне - органы местного самоуправления.
   Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с прямой) для принятия эффективных решений, поскольку в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему.
   К недостаткам представительной демократии относятся следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан и т.п.
   Однако в современном демократическом государстве эти две формы призваны, прежде всего, дополнять друг друга - для обеспечения демократических форм правления и политического режима. Сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа. Прямая демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему.
   Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представительных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого понимания исходит Конституция РФ 1993 г. (ст. 3 ч. 3) “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.
   По классическому определению В.И. Ленина, диктатура - это господство одной части общества над другой и его осуществление (господства) при помощи насилия.
   В оценке исторической роли диктатуры, предполагаемой её полезности и оправданности, нужно исходить из таких критериев, как:
   - объем власти диктатора;
   - степень централизации власти.
   В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 группы: авторитарные и тоталитарные режимы.
   Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использует само понятие “тоталитарное государство”. В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии.
   Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете “Таймс” (1929 г.) этот термин стали применять и к политическому режиму в СССР.
   Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным контролем всех сфер жизни (экономика, культура, наука, государственная идеология), является логически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктатуры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во вне политической сфере, как правило, не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяйственной и культурной деятельности.
   Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический и экономический строй - феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами.
   Его концепция - это разновидность коллективистской демократии, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство, для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе. Из отдельных, несовершенных частей появляется “политическое тело”, в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым “сделать свободным”, так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.
   Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя (фюрера - Германия, дуче - Италия, лидера партии - СССР, КНДР). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью “Муссолини всегда прав”.
   Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - политический режим, характеризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми общественными сферами и частной жизнью индивида.
   Отличительные черты власти в таком государстве:
   - нетерпимость к любому инакомыслию;
   - стремление политически или даже физически уничтожить несогласных либо их насильственно перевоспитать в духе правильного учения; все остальные идеи, плюрализм рассматриваются как заблуждение или сознательная ложь;
   - присуще стремление к “математически безошибочному всеобщему счастью”. В этом проявился разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции; часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.
   Тоталитаризм не возникает случайно: даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
   1) Индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости.
   2) Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.).
   3) Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия).
   4) Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских взглядов.
   5) Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований.
   6) Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к “вечным ценностям” (классу, нации, государству, величественной сакральной власти).
   7) Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.
   Тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию “массового человека”, что нашло отражение в социально-психологической причине тоталитаризма. Кризисы и войны первой трети ХХ в. породили у целых групп населения чувство потерянности и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название “бегство от свободы”.
   Другими словами, это бегство масс от ответственности, сопровождающееся поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности, порядок и разрушенные социальные связи. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе поиска вождей, способных “железной рукой” восстановить общественную стабильность.
   Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией “массы”. “Масса” не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но сама возвышает этих лидеров. Через подобную связь с вождями “масса” ощущает себя главным субъектом истории. Причина любви “масс” к тоталитарным вождям заключалась в том, что биография вождя отражает в себя биографию “масс” этой эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастья в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималось “массами” как собственное возвышение. Имел место и миф о вождях-героях, активно внедряемый в сознание народа всеми средствами пропаганды (пример И.В. Сталина).
   Тоталитарный режим традиционно делят на три формы:
   1. “Левая” форма. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии - Китай периода политики “большого скачка” и “культурной революции” (50-е - середина 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.
   2. “Правая” форма. Правый, или праворадикальный, режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера.
   Две эти формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами партии-гегемоны: достижение “народного капитализма” и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие - левый тоталитаризм был более “достроен”: партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.
   3. Теократическая форма тоталитаризма (пример: в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане).
   Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества.
   В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до ее замены на очередных выборах.
   В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).
   Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего.
   Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
   Нравственная природа тоталитарного режима - это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом.
   Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья, авторитарный режим называется абсолютной монархией.
   Авторитаризм - политический режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.
   Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, реализуются вне рамок правового регулирования.
   Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
   Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме “Государство - это я”, высказанном Людовиком XIV.
   Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для их отождествления:
   1)
   а) При авторитаризме - ограниченный плюрализм. Правящая власть в определенных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.
   б) При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественнополитического плюрализма, оппозиционные партии и движения.
   2)
   а) При авторитаризме может отсутствовать внятная, детально разработанная идеологическая программа.
   б) При тоталитаризме идеологии отводится особая роль. Идеология заставляет признавать режим законным, действующим якобы от лица народа и даёт возможность власти под прикрытием идеологических лозунгов “поднимать народ” на выполнение нужных режиму задач (пример: идеология индустриализации СССР).
   3)
   а) При авторитаризме нет необходимости придания власти “законного статуса” и поддержки народных масс. Авторитаризм существует как независимая от народа система.
   б) Тоталитарная власть опирается на широкую поддержку народа. Для такого режима характерен культ вождя партии, который в глазах народа обладает харизмой, ему приписываются сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость. Авторитарный режим не стремится к тотальному контролю за всеми сферами жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах, допуская, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное предпринимательство.
   Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократических режимов.
   Хотя авторитаризм часто является реакцией на внутреннюю нестабильность общества, сам он потенциально нестабилен.
   Это связано с рядом причин:
   - отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источника легитимности власти;
   - попытка держать общество в установленных властью рамках вызывает ответную реакцию демократической оппозиции;
   - нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют элементарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
   - углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в ряде стран выступает обратной стороной быстрого экономического роста.
   Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаической политической культуры, из привычки “повиновения” власти.
   Так же как и у демократии, у авторитаризма существуют различные формы: выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные (временный характер, действует до преодоления кризиса в государстве) формы авторитаризма. Но есть и своеобразный симбиоз авторитаризма и демократизма:
   - “диктабланда” - режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
   - “демократура” - имеются элементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
   - “делегативная” - предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели - делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту.
   Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима - занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Они обладают большими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демократии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества, т.к. уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.

 
< Пред.   След. >