YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §10.5. Историческая школа
§10.5. Историческая школа

§10.5. Историческая школа

   Основателями исторической школы происхождения права считают немецких ученых правоведов Г. Гуго (1764-1844), К. Савиньи (1779-1861) и Г. Пухту (1798-1846).
   Теоретики исторической доктрины права критиковали тезис естественно-правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее право не сводится к совокупности законов. “Историческая школа принимает, что содержание закона дано всею совокупностью прошедшего времени народа, однако не произвольно, так, чтобы оно могло быть то или другое, напротив, оно проистекало из внутреннего существа самой нации и ее истории, - пишет К. Савиньи, - а особенная деятельность каждого века должна быть направлена к тому, чтобы постичь, обновлять и сохранять в свежести это по внутренней необходимости данное содержание”.
   Анализируя основные идеи, раскрывающие сущность происхождения права в рамках исторической доктрины, можно выделить следующие основные положения:
   1. Право, подобно языку, религии, нравам, есть один из существенных элементов духовной жизни народа.
   2. Процесс возникновения права закономерен и ограничен, главную роль в нем играет не разум законодателя, а творческая сила народного духа.
   3. В своей творческой деятельности невидимый и скрытый от постороннего взгляда народный дух опирается на свободный и осознанный выбор человека - жить по правилам, соответствующим замыслу Божьему, или же вопреки ему.
   4. Процесс развития права органичен, тесно связан с народной жизнью, и те этапы (младенчество, юность, зрелость), которые проходит в своей эволюции народ, присущи и праву.
   5. При вторжении в процесс развития права чуждых элементов происходит своеобразная ассимиляция, приспособление их к содержанию национального права и к общему направлению его эволюции.
   6. Органично развиваясь, право принимает различные формы: обычая, закона и научного права. Данные формы проявляются в исторической преемственности, сменяя друг друга и передавая выработанное юридическое содержание. Поэтому развитие права - это непрерывный преемственный процесс.
   7. Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не является исключительной собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому в общей бесконечной цепи развития последнего системы национального права связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
   Вместе с тем историческая теория не способна решить все проблемы, связанные с пониманием процессов происхождения права.
   1. Согласно исторической доктрине народный дух проявляется в обычаях. Но здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, все ли обычаи справедливы? Например, обычай обращать пленных в рабство не является справедливым. Во-вторых, некоторые обычаи носят международный характер: так, торговые обычаи выходят за рамки народного (национального) духа.
   2. Эта концепция носит достаточно мистический характер. Она не представляет убедительных доказательств существования народного духа и не дает его внятного определения.
   Несмотря на эти замечания, историческую теорию права следует признать крупным достижением не только теории государства и права, но и всей юридической науки.

 
< Пред.   След. >