YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §11.1. Концептуальные подходы к определению категорий «источник» и «форма» права
§11.1. Концептуальные подходы к определению категорий «источник» и «форма» права

§11.1. Концептуальные подходы к определению категорий «источник» и «форма» права

   Традиционно в советской теории государства и права отмечалось, что в юридической науке многих стран признается множественность источников права, но в СССР единственным источником права считался нормативный правовой акт. Поэтому понятие “система источников права” обычно заменялось понятием “система законодательства”.
  Кроме того, одной из причин недостаточной доктринальной разработки проблем источников и форм права является многозначность и неточность толкования самих понятий “форма права” и “источник права”. В научной и учебной литературе ряд авторов источниками права считают нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи, юридические прецеденты и нормативно-правовые договоры.
   Вместе с тем в последние годы источниками права стали называть не только внешние формы выражения права, но и такие условия, как:
   1) социальные предпосылки (общественные отношения);
   2) субъект правотворчества (государство), его деятельность, организованные формы принятия нормативно-правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение);
   3) правовые доктрины и учения;
   4) правосознание народа и т.п.
   В 60-х гг. XX столетия некоторые авторы (С. Л. Зивс и А.Ф. Щербаков) предлагали заменить понятие “источник права” понятием “форма права”, но эта точка зрения не получила широкой поддержки. Так, С. А. Голунский, Е.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович склонялись к термину “юридический (формальный) источник права”.
   Философская категория “формы” означает способ существования и выражения того или иного объекта, его организацию. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Форма права является одновременно и носителем юридических норм.
   Таким образом, справедливо отмечает И.А. Иванников, “формы (источники) права - это способы объективизации (официального выражения, закрепления) правых норм, придания им общеобязательной юридической силы”.
   Наряду с этим следует констатировать, что в современной отечественной юридической науке отсутствует общепринятое понятие “источник права”. Многие авторы (В.Н. Хропанюк, А.М. Скоков и др.) отождествляют понятия “источник права” и “форма права”.
   С.С. Алексеев, напротив, занимает компромиссную позицию: “Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридического официального бытия, существования”.
   Ряд ученых относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. Так, Л.Р. Сюкиняйнен видел “формальный (юридический) источник права” в форме “участия государства (или других институтов) в правообразовании”.
   Английский правовед К. Эллен определял источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего обязательными.
   Ж.-Л. Бержель отмечает, что “термином “источник права” принято обозначать одновременно содержательные и формальные источники права”.
   С данной позицией не согласен Т.Н. Радько. “Более правильно не считать эти понятия идентичными, а исходить из положения, что имеющиеся формы, т.е. способы выражения общеобязательных правил (государственной воли), и есть непосредственные источники права. Ведь на самом деле право возникает чаще всего и главным образом после того, как появляются закон, указ, прецедент, санкционируется обычай, заключается договор. Значит, данные формы государственного волеизъявления (их появление) служат юридическим источником возникшего права. Поэтому... отождествлять понятия “форма” и “источник” права не совсем точно. Суть данного уточнения состоит в том, чтобы форма права считалась самостоятельным источником права, чтобы понятие “форма права” не использовалось в качестве заменяющего понятия “источник права”.
   Этот подход является весьма логичным. В толковом словаре В.И. Даля, например, отмечается, что источник - “всякое начало или основание, корень и причина, исход, исходная точка, запал или сила, из которой что-то истекает и рождается, происходит”.
   Поскольку “источник” - это точка отсчета, исток, начало, а “форма” - внешний вид, структура объекта, то правильно будет разграничить эти понятия, имея в виду под “формой права” внешнее выражение письменных юридических документов, обычаев, судебных и административных решений, а под “источником права” - условия, которые являлись причиной появления той или иной формы права, т.е. источники формирования права.
   По мнению И.А. Иванникова, источники права могут быть либо социальные, либо божественные. В первом случае источником права является коллективная воля определенного общества, во втором - божественная воля. Социальная воля детерминирована материальными, идеологическими, формально-юридическими и доктринальными источниками, факторами и условиями.
   Материальные условия возникновения права - это развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений, материальные условия жизни общества, потребности людей. Данный источник выражает социально-экономическую обусловленность права. Материальный источник права складывается в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии способа производства, базиса. Это и материально-техническая база общества - совокупность средств труда, технологии производства и технической организации.
   Идеологические условия возникновения права - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. “Правовая идеология - это система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений”. Важнейшей предпосылкой формирования права является господствующая правовая идеология. На формирование правовой идеологии могут оказывать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки и т.д.
   Формально-юридические условия возникновения права - это деятельность по созданию, санкционированию, опубликованию государственным органом правовых предписаний и результатов этого процесса. Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые и являются юридическим источником права. Источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию. Юридическим источником права могут быть решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, законы парламентов, обычаи, Коран, Библия.
   Доктринальные условия возникновения права - это научные труды наиболее авторитетных юристов. Так, в Древнем Риме источником права считались точки зрения авторитетных юристов на важнейшие правовые вопросы. В 426 г. н.э. был издан закон “О цитировании юристов”, признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, работы которых приводятся этими авторами. При различии мнений этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за которое высказывалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана. В странах общего права судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. К числу этих условий можно отнести и толкование права. Все эти условия - социальные, а сама концепция источников права может быть названа социологической.
   Религиозные источники права - это сакральные предписания священных книг. Огромное значение они имели в феодальном праве. Под действие религиозных норм подпадали многие семейные отношения. В настоящее время сакральные предписания не потеряли свою значимость в странах, где конституционно закреплена какая-либо государственная религия (Иран, Ливия, Саудовская Аравия и др.). Так, в Коране содержится около 500 сур юридического свойства.
   Н.Н. Вопленко полагает, что выделение источников права в материальном, идеологическом, познавательном смыслах имеет определенную исследовательскую ценность, но вместе с тем является излишне условным и недостаточно точным. “Оно. в значительной степени поглощается и может быть заменено более логичным и научно строгим делением всех источников права на формальные, или юридические, и социальные”.
   Кроме того, Вопленко говорит еще и о легальных источниках права, являющихся субъектами, правомочными устанавливать юридические правила поведения. В рамках данного подхода к числу социальных источников права относятся:
   - экономика,
   - политика,
   - социальная структура общества,
   - идеология,
   - психология,
   - нравственность.
   Легальными источниками права являются:
   - народ,
   - органы государства,
   - должностные лица,
   - общественные объединения.
   Юридические источники (формы права) делятся на установленные (нормативные акты: законы и подзаконные нормативные акты) и санкционированные государством (правовые обычаи, нормативные договоры, акты общественных объединений, юридическая практика, правовая доктрина, религиозные нормы). Но форма не должна отождествляться с причиной возникновения правовых норм. Поэтому корректнее вести речь не о юридических источниках (формах права), а о формах права в их автономном значении.
   Некоторые авторы считают источниками права и основные принципы права. В реальности же число источников права может быть более обширным. К их числу могут быть прибавлены национальные, внешнеполитические, партийные, объективные и субъективные факторы.
   Следовательно, эта проблема требует дальнейшего более глубокого изучения.

 
< Пред.   След. >