YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин) arrow §14.3. Основные правовые семьи народов мира
§14.3. Основные правовые семьи народов мира

§14.3. Основные правовые семьи народов мира

   Одними из старейших правовых семей являются англосаксонская и романогерманская. “Они похожи тем, что развивались под воздействием христианской морали”.
   Англосаксонское право исторически сложилось в Англии, затем получило свое распространение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других государствах, бывших колониях Великобритании. Его еще называют общим, так как оно действовало на территории всего средневекового английского королевства в X-XIII вв. в виде судебных прецедентов и правовых обычаев, возникших помимо законодательства крупных феодалов (баронов). Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридически принципы. Совокупность этих решений, принципов была обязательна для всех судов и составляла поэтому систему общего права.
   Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и в наличии в качестве источника права большого количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.
   Вместе с тем уже около 200 лет наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи интенсивно развивается законодательство (статутное право), источником которого служат акты представительных органов государственной власти, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Например, начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в. в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты “отраслевые” кодексы. Особая активность в области кодификации в течение XIX в. наблюдалась в штате Нью-Йорк, где были подготовлены, а частично и приняты, проекты гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов. В последующем они послужили своеобразным образцом для разработки и принятия соответствующих кодексов в других штатах.
   Кодификационная работа в США проводилась на уровне не только отдельных штатов, но и самой федерации. В результате этой деятельности 1909 г. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс. В 1926 г. разработан и одобрен федеральный Свод законов, состоящих из 50 “отраслевых” разделов (таких как “Война и национальная оборона”, “Патенты”, “Сельское хозяйство” и пр.), периодически обновляемых каждые шесть лет. После Второй мировой войны, в целях сближения и унификации законодательства отдельных штатов в США был одобрен единый Торговый кодекс (1952 г.), созданы так называемые типовые кодексы по уголовному, уголовно-процессуальному и некоторым другим отраслям права.
   Однако несмотря на проводившуюся в течение длительного времени в Соединенных Штатах кодификационную работу, сама кодификация в сознании американского юридического сообщества всегда оставалась чужеродным явлением, некой фикцией, привнесенной извне, поскольку не законы или отдельные кодексы изначально определяют существо американской правовой системы, а принимаемые высшими судебными инстанциями страны решения.
   Кроме того, как подмечает Рене Давид, говоря об американских кодексах, всегда следует иметь в виду, что они не “идентичны” европейским. “Их и толкуют иначе”. В этих кодексах видят “просто плод консолидации, более или менее удачной, а не основу для выработки и развития нового права, как в странах романо-германской правовой семьи”.
   Презюмируется, что законодатель хотел воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судной практикой. Закон не имеет смысла, пока он не истолкован судами. Судебные решения, не ссылающиеся на судебные прецеденты, а просто применяющие законы, носят исключительный характер.
   Романо-германская правовая семья берет свое начало от римского права (I в. до н.э. - VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменители, особенно суды, обязаны точно реализовывать эти общие нормы в конкретных судебных и административных решениях, что обеспечивает единообразие судебной и административной практики в масштабах всего государства.
   Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики Верховного и Конституционного Судов. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не имеют права создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, Япония, Индонезия и др.
   Достаточно оригинальная правовая система сформировалась в КНР. Китай - это одно из древнейших государств мира. Уже в IV тыс. до н.э. здесь существовал рабовладельческий строй. Становление правовой системы Китая первоначально проходило под влиянием философских идей Конфуция, который негативно относился к закону. Учитель Кун был великий моралист, создал идеал благородного человека, который должен любить людей и стремиться к знаниям, быть справедливым. Конфуций проповедовал идеалы справедливости, добра, приоритета морали, почитания старших, руководителей. Школа легистов, наоборот, обосновывала приоритет закона. В 1911 г. в ходе буржуазной Синьхайской революции в Китае была свергнута монархия, повысился авторитет права. Однако конфуцианство живо в этой стране и до настоящего времени. После 1911 г. здесь была проведена кодификация законодательства. В настоящее время в Китае идут реформы. С 1979 г. издается ряд новых законов, заканчиваются экономические преобразования, цель которых - стать одной из развитых стран мира. В 1982 г. в КНР была принята новая Конституция. С 1 июля 1997 г. к КНР присоединился Гонконг, имеющий правовую систему общего права и капиталистический уклад общественных отношений. Решено, что сближение правовых систем Гонконга и КНР будет происходить 50 лет. В последние годы правовая система КНР приобретает важнейшие черты континентальной (романо-германской) правовой системы, так как в 1996 г. была принята новая редакция уголовно-процессуального кодекса, а в 1997 г. вступил в силу новый уголовный кодекс.
   Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на религиозном регулировании общественных отношений. Выделяют мусульманскую, индусскую и иудейскую правовые семьи.
   В мусульманской правовой семье источником права является Коран, сунна и ид- жма. Коран - это священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине, которые ему ниспослал Бог через святого духа. При жизни Мухаммеда Коран передавался только в устной форме - “чтецами”, однако уже при первом халифе Абу Бакаре (632-634 гг. н.э.) бывший секретарь Мухаммеда Зайд ибн Сабит составил первый сводный текст Корана, а при третьем халифе Османе (ок. 651 г.) он же установил окончательную редакцию Корана, полностью вытеснившую другие версии. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, в Коране есть около пятисот нормативно-юридических установлений. Правила поведения, закрепленные в Коране, именуются шариатом (путем следования для каждого мусульманина).
   Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, содержащиеся в Коране.
   Среди них, прежде всего, необходимо проанализировать нормы о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха, который сотворил “небеса и землю истинной”, “сотворил человека из капли”, “И скот Он создал; для вас в нем - согревание и польза, от них вы питаетесь”. На Аллахе “лежит направление к пути”. Он “тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете”. Аллах подчинил вам “ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям”. Он знает все и “про то, что в груди”. “И говорит Он то, чего вы не знаете”. Аллах - всепроникающий, сведущий. Он “тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь”. Он “тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце”. Аллах вам Господь. “Ему принадлежит власть, нет Божества, кроме Него!”.
   В Коране содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям - “неверным”. “О сыны Исраила! - говориться в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). - Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь”.
   Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и “измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы”.
   Поистине, отмечается в суре 47, “тем, которые не веровали и уклонялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах”. И далее: “Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах - с вами, не ослабит Он ваших деяний”. Ведь “ближайшая жизнь - только игра и забава. А если вы уверуете и будите богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах”.
   Что же касается тех, “которые не веровали или уклонились от пути Аллаха”, то им грозят “заблуждение” в их делах, ниспосланное свыше, подверженность “дурным деяниям” и расстройством их состояния. “Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - предписывается в Коране, - когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - ударьте мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узды”.
   И далее в отношении “многобожников”: избивайте их, где найдете, “захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах - прощающий, милосердный”.
   Коран предписывает быть благодарными и справедливыми (“И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов”), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен (“Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности”), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: “А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется”.
   В Коране имеется множество и других аналогичных по характеру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширно и неимперативно, оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.
   Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться “в убытке”, лишиться покровительства Аллаха.
   Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором “людям приводятся всякие притчи” в надежде, что “может быть, они опомнятся” и исправятся, нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником ада- тов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII-IX вв.) - время становления и развития мусульманского права - богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда.
   Иджма в мусульманском понимании имеет более “земное” происхождение и представляет собой достигнутое учеными-юристами единогласное мнение по вопросам правового регулирования обязанностей верующих. Как отмечает Р. Давид, “ученые - наследники пророков; единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины”. Иджма, следовательно, выглядит как истолкование мусульманскими научными школами направлений божественной воли, выраженной в священных книгах. Таким образом, в исламе существуют различные школы, толки, комментарии, фетвы, выражающие отдельные религиозно-правовые оттенки мусульманского учения о праве (суннитские, шиитские и т.д.). Суждения по аналогии дополняет иджму и представляет собой принятый в мусульманском праве принцип толкования и применения правовых норм по сходным юридическим делам. По существу, это применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или иджмой.
   Согласно исламской доктрине право создано Аллахом раз и навсегда и задачей законодательных и судебных органов является надлежащее истолкование божественной воли. При этом сама правовая система не имеет деления на публичное и частное право; отсутствует концепция субъективных прав, ибо верующие по отношению к богу наделены лишь обязанностями и должны подчиняться шариату - своду правил поведения мусульман на основе Корана. В современных арабских государствах мусульманское начало в правовых системах присутствует не в равной мере. Часто наблюдается причудливое, исторически обусловленное переплетение старинных обычаев, остатков колониальных правовых систем, норм и принципов шариата. На сегодняшний день на планете насчитывается около 800 млн мусульман и почти 30 стран мира признали ислам государственной религией. Поэтому рудименты нормативного регулирования эпохи феодализма находят мировоззренческую поддержку в XXI веке.
   Индусское право тесно связано с религиозными догмами индуизма. В его содержание входят обряды, верования, идеологические ценности (мораль, философия), которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался около двух тысяч лет назад и до настоящего времени сохраняет свое регулирующее значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии наиболее сильно. Это семейные и наследственные отношения. В современный период индусское право - это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии. В Индии большинство населения живет в деревне и почти поголовно входит в систему каст, а 45 млн человек еще проживают в условиях племенного строя.
   Индусское право и право Индии в современных условиях - это не одно и то же. Индийское право сложилось в годы правления англичан. Здесь нет верховенства закона. В Индии еще не принят Гражданский кодекс, необходимость которого предусмотрена Конституцией, принятой в 1950 г. Основной закон Индии является самым объемным в мире: она состоит из Преамбулы, 491 статьи (25 частей) и 13 приложений. Закон и судебный прецедент считаются главными источниками права современной Индии.
   Специфическими особенностями характеризуется система иудейского права, действующая в Израиле. Государство Израиль возникло 29 ноября 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившему мандат Великобритании на территорию Палестины, которой она владела с 1923 г. До этого Палестина входила в состав Османской империи.
   14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив самостоятельное еврейское государство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, которые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие “основной закон” используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных органах и др.).
   Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты романо-германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты). В стране также действуют две системы религиозного права - еврейская (Талмуд) и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам этого государства.
   В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г.) и Закон об израильском гражданстве (1952 г.). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль только евреям. “Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну” (ст. 1 Закона). Исключение из данного правила составляют лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) могут нести вред общественному благополучию или безопасности государства; в) имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию.
   Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.
   Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым - от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства “объединительным” интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.
   На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право еврейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев.
   Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства проблемами, иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со светским правом решает и многие другие аналогичные им задачи. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Израильскому государству.
   Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом свидетельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее законодательство.
   В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется “цель государственного образования”, сводящаяся, прежде всего, к тому, чтобы построить систему “первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры”, “преданности своему государству и еврейскому народу”.
   Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности Закон о радиовещании в стране - “The Broadcasting Authority Law” (1965 г.). Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля, среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио- и телевизионных программ “углублению знаний и укреплению связей” радиослушателей и телезрителей “с еврейским наследием и его ценностями”, а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране.
   Данный опыт по воспитанию уважения и патриотизма граждан в отношении своего народа и государства целесообразно использовать в современной России, которая переживает серьезный кризис правосознания.

 
< Пред.   След. >