YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Введение в философию и методологию науки (Е.В. Ушаков) arrow 0.3. Элементы теории познания
0.3. Элементы теории познания

0.3. Элементы теории познания

   Познание
   Прежде чем говорить о научном познании, необходимо осмыслить феномен познания вообще. Познание — это процесс приобретения и накопления обществом знаний о мире и о самом человеке, опосредованный культурно-историческими факторами, выражающийся в различных формах (научной и вненаучной).
   Базисное отношение человека к миру, в рамках которого осуществляются конкретные процессы познания, называется познавательным отношением. Познавательное отношение не является единственным видом отношения человека к действительности. Существуют и другие способы фундаментальной ориентации человека в бытии. Познание не может их подменить или подчинить себе без остатка. К другим видам фундаментальной бытийной ориентации человека относятся, например, такие формы, как искусство, религия, мифология, обыденное сознание, мораль.
   В результате познания мы приобретаем новое знание. Знание является важнейшим компонентом жизни общества, воздействующим на все его со- циально-культурные сферы. Знание представляет собой разнообразные смысловые массивы, сведения, представления и т.п., составляющие социально значимую информацию, которая создается обществом в его историческом процессе предметно-практической деятельности во взаимодействии с объективной реальностью. Для обращения со знаниями человечество вырабатывает различные, меняющиеся в зависимости от культур и исторических эпох способы приобретения, хранения, преобразования, использования и трансляции знаний.
   Важно подчеркнуть, что как познание не является единственным способом отношения человека к миру, так и научное познание не является единственным видом познания, существуют и вненаучные его формы.
   Какие виды познания выделяют ?
   Обычно различают следующие основные виды познания:
   1) обыденное. Оно осуществляется в процессе повседневной деятельности человека на основе личного опыта, социально закрепленных форм поведения, в т.ч. и при усвоении, использовании на практике результатов научного познания. Обыденное познание создает преимущественно знание о единичных объектах и ситуациях. По своему содержанию такое знание во многом образное, хотя в нем немалую роль, конечно, играют и абстрактно-логические компоненты. Оно содержит и оценочные представления, существенно связано с индивидуальными смыслами. Обыденное познание во многом служит основой для прочих видов познания;
   2) научное. Этот вид познания осуществляется в процессе специализированной научной деятельности; научное познание нацелено на выявление истинностных характеристик окружающей действительности и дает нам знание о ее объективных связях и закономерностях;
   3) философское. Особый вид рационального познания, в целом несводимый к научному. В то же время философское познание, как мы видели (§ 0.1), постоянно присутствует в научных познавательных процессах. Философское познание дает нам предельно общее, мировоззренчески значимое знание, а также такое осмысление различных феноменов, которое может выступать как знание, альтернативное научному. В структуру философского познания обязательно включен и ценностный компонент;
   4) художественное. Входит как один из элементов художественноэстетического отношения человека к миру. По своему содержанию оно в основном наглядное, образное. Художественное познание тоже имеет ценностные моменты.
   Можно выделять и другие виды познания. Необходимо отметить, что, в отличие от науки, в прочих сферах деятельности человека познавательные компоненты, как правило, не приобретают главенствующего значения, часто играя лишь вспомогательную или равноправную с другими компонентами роль. Дело в том, что другие сферы деятельности (искусство, мораль, право и т.д.) нацелены в основном не на объективизацию истинностных параметров окружающей действительности, а на другие ценности (прекрасное, справедливость, добро и т.д.).
   Субъект и объект
   Познавательное отношение является одним из необходимых в системе фундаментальных отношений человека, определяющих его личностную включенность и поведение в мире. Для того чтобы конкретизировать понятия “человек” и “мир” именно в теоретико-познавательном аспекте, в философии принято использовать термины “субъект” и “объект”.
   Субъект, или субъект познания, — это в общем случае не единичный человек, а общество в целом (а также различные социальные группы и индивиды как представители общества), т.е. как бы обобщенный человек. Дело в том, что в познавательном отношении присутствуют всеобщие, надындивидуальные структуры. Поэтому и используется такая высокоабстрактная категория, как субъект. Вопрос о субъекте — трудная философская проблема. Общепризнано, что познавательный субъект представляет собой многоуровневую, сложно организованную систему с массой иерархических и межкомпонентных связей, которые пока не прояснены достаточно детально.
   Объект познания — это то, что познается. Но это не мир вообще, а тот фрагмент бытия, с которым реально взаимодействует субъект в своей познавательной деятельности. Проблемы объекта, оттенков объективности, а также взаимоотношения субъективного и объективного тоже относятся к кругу труднейших вопросов.
   Компоненты познания
   В когнитивных процессах различают чувственный и абстрактно-логический компоненты. (Как известно, правое полушарие мозга отвечает преимущественно за пространственно-образную сферу, левое — за абстрактно-логическую.) Чувственная составляющая процесса познания представляет собой результат непосредственного перцептивного взаимодействия человека с окружающим миром. К основным формам чувственной составляющей познания обычно относят: ощущение — субъективный образ реальности, отражающий какую-то одну сторону воспринимаемого объекта, какое-то его элементарное качество, восприятие — целостный образ объекта, явления и представление — целостный образ, который может функционировать и тогда, когда объект не воспринимается субъектом непосредственно, при этом в представлении синтезируются не все те свойства объекта, которые были обнаружены в процессе восприятия, а лишь наиболее существенные в каком-то определенном познавательном аспекте.
   Абстрактно-логическая составляющая неразрывно связана с языком, вербальным мышлением человека. Ее основные формы — это понятие (система важнейших абстрактных свойств, признаков объекта), суждение (форма связи понятий в единое смысловое образование) и умозаключение (форма связи суждений: например, если истинно одно суждение, то истинно и другое). На самом деле чувственный и абстрактно-логический компоненты не существуют в сознании индивида изолированно, а тесно переплетаются, взаимопроникают и взаимодействуют; поэтому и следует говорить не об этапах или ступенях познания, а лишь о двух составляющих, всегда присутствующих одновременно в конкретных когнитивных процессах.
   Источники и виды знания
   Теперь обратимся к сфере человеческих знаний. Она чрезвычайно разнообразна. Однако в наше время под знанием преимущественно имеют в виду именно научное знание. Это связано с той огромной ролью, которую играет наука в современной культурно-исторической ситуации. Сложилось, типичное представление о науке как своеобразной монополии на познавательную деятельность и знание вообще. Но при более внимательном взгляде оказывается, что в обществе циркулирует и функционирует не только знание, добытое наукой, но и другие его разновидности. Какое же знание циркулирует в коммуникативных каналах общества? Распространенным является деление знания на научное, донаучное и вненаучное.
   Следует отметить, что в целом те знания, которые находятся вне сферы научной деятельности, с трудом поддаются классификации из-за их разнообразия и пластичности. При этом не следует придавать вненаучному знанию заведомо отрицательный смысл; ведь жизненный мир человека, как уже говорилось, не исчерпывается научно-познавательным отношением.
   К донаучному знанию относят знание, приобретаемое в обыденном познании, в процессе повседневной жизнедеятельности человека и общества. Как уже говорилось, в обыденном познании заключены возможности формирования более специализированных видов знания, в т.ч. научного.
   Вненаучным знанием называют те виды знания, которые, в отличие от неспециализированного обыденного знания, обладают специфической оформленностью (и не связаны непосредственно с научной деятельностью). Их носителями являются, как правило, особые социальные группы. Часто приобретение, хранение и использование таких знаний становится профессиональной обязанностью представителей этих социальных групп. Примерами такого вида знаний могут служить знания публицистические, правовые, искусствоведческие, организационно-управленческие и многие другие. Большинство видов вненаучного знания мирно уживаются (или взаимодействуют) с научным. Однако имеются и такие формы вненаучного знания, которые противоречат современным научным представлениям, выглядят как некая альтернатива науке в объяснении мира. Такое вненаучное знание обычно оценивается учеными негативно. Оно получает со стороны “нормальной” науки характеристику паранаучного или даже лженаучного. Это, например, различные алхимические, астрологические, парапсихологические, френологические и прочие воззрения подобного рода.
   Источники знания. Поскольку знание бывает не только научным, источником знания может служить не только научный опыт. Спектр источников знания весьма разнообразен. Важнейшую роль в познавательных процессах играет культурно-историческая традиция. Действительно, ведь для многих видов знания мы не можем определить непосредственный источник их происхождения, а принимаем их в готовом виде от старших поколений в процессах воспитания, образования, общения, совместной жизнедеятельности. Это происходит в общем поле культуры, которая во многом и представляет собой систему устойчивых структур хранения и передачи социально значимой информации.
   Совместная жизнедеятельность людей в общем поле объединяющей их культуры служит главным источником знаний.
   В разные эпохи важную роль в формировании и трансляции социально значимых знаний играли мифологические формы, религиозная традиция, коллективные представления, а также знакомство с другими культурами и механизмы подражания, заимствования из них.
   Что же касается научного знания, то на первый взгляд кажется, что наука как бы замкнута сама на себе, и научный опыт является в ней единственным источником знания. На самом же деле ситуация намного сложнее. “Чистой”, беспредпосылочной науки, вообще говоря, не существует. (В дальнейшем мы будем говорить об этом подробнее.) Огромный пласт предпосылочного знания в науке имеет в своем истоке самые разнообразные составляющие: это и метафизические представления, и обыденный опыт, и религиозные представления, и эстетические установки, и культурные стереотипы и метафоры. Так что научное знание при более детальном изучении обнаруживает весьма замысловатый генез, к которому причастны различные вненаучные источники. Например, историк науки Дж. Холтон показывает, что разработанная в квантовой механике знаменитая концепция дополнительности Н. Бора была достаточно сложной; она пересекалась со множеством сходных представлений в других областях науки, а также в искусстве и философии. Для разъяснения своей концепции И. Бор использовал широкий спектр примеров и аналогий, а при разработке этой идеи на И. Бора оказали влияние самые разнообразные факторы, в т.ч. работы американского психолога и философа У. Джемса и, возможно, датского религиозного философа С. Кьеркегора.
   Знание явное и неявное
   Далеко не все знание ясно и отчетливо осознается, и далеко не все может быть выражено в вербальной форме. Со второй половины XX в. возрос интерес к основаниям и предпосылкам знания, которые не представлены в явном виде, а находятся как бы на периферии вербальной информации и шире того, что можно передать в языковой форме. Внимание к подобного рода знанию привлекли в первую очередь работы известного философа науки Майкла Полани (1891—1976). Он заметил, что в сфере сознания присутствует и такое содержание, которое не находится рефлексивном фокусе, т.е. не осознается непосредственно. Например, это различного рода детали навыков, мастерства, которые не могут быть в полной мере формализованы. Примером такого рода знания является скажем, умение ездить на велосипеде. Такие навыки приобретаются и реализуются как бы автоматически, и описать детально сам процесс управления велосипедом невозможно. Подобного рода знания на самом деле играют огромную роль и в научной деятельности. Неявные предпосылки создают неосознаваемый фундамент научного опыта: ценностный, интеллектуально-теоретический, операционный. Кстати, множество таких неявных предпосылок используется и в реальной научной аргументации, что существенно усложняет проблему ее анализа.
   Итак, знание, которое используется познавательным субъектом и играет важную роль в когнитивных процессах, но не является отчетливо осознаваемым и не может быть полностью выражено в вербальной форме, называют неявным знанием.
   Понятие неявного знания неоднократно понадобится нам позже, при рассмотрении проблем научной рациональности и научной методологии.

 
< Пред.   След. >