YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Введение в философию и методологию науки (Е.В. Ушаков) arrow 8.2. Средневековье
8.2. Средневековье

8.2. Средневековье

   Совершенно новые мировоззренческие горизонты были открыты с приходом христианства; свет христианской веры радикальным образом трансформировал культурные установки Античности. В контексте христианского вероучения произошла ассимиляция идей Платона, Аристотеля и других мыслителей. Бытие в целом предстало как сотворенное, спланированное по совершенному проекту Божественного разума, иерархически организованное. Средневековое мировосприятие — созерцательно, символично, аллегорично.
   Влияние Аристотеля и Платона на средневековое мышление
   Определяющую роль для становления средневекового европейского мышления сыграли две концептуальные линии — наследие Аристотеля; идущее через блаженного Августина христианское осмысление Платона.
   Влияние Аристотеля, ставшего известным Средневековью по своим логическим трудам, оформилось (примерно с XI в.) в особую концептуальную программу, позже названную схоластикой. Сейчас слово “схоластика” является синонимом бесплодного умствования. Однако не следует забывать о том, что схоластика была рационалистическим, интеллектуальным предприятием. Она опиралась на собственные стандарты доказательного, достоверного познания. Ее задачей было максимальное расширение несомненных знаний. Она опиралась как на истины откровения, так и на логические положения. Говоря о ее недостатках (оторванности от опыта, перегруженности умозрительными схемами), следует помнить и о том, что она достигла виртуозного мастерства в логике (предвосхитив ряд тем современной логики), способствовала разработке утонченной средневековой онтологии.
   На заре Средневековья блаженный Аврелий Августин (354-430 н.э.) воспринял и христиански переосмыслил платоновскую традицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма (или августинианства). Его влияние на западную культуру колоссально. Им был создан огромный массив работ по самым разным вопросам — теологии, психологии, этике, эстетике, социальным и политическим вопросам.
   В своих трудах он развивает сразу множество тем, концепций, высказывает массу тонких соображений. Но, пожалуй, одно из главных достижений Августина — открытие для европейского сознания самого понятия уникальной человеческой личности.
   Высокое Средневековье
   Существенная активизация средневековой науки начинается в эпоху Высокого Средневековья, с XIII в., — времени образования европейских университетов. Освоение расширенного корпуса аристотелевских работ, пришедших на Запад в арабском переводе, ставит перед средневековыми мыслителями новые задачи. Под влиянием аристотелизма нарастает интерес к изучению природы (Альберт Великий и др.). Универсальный рационалистический синтез католического мировоззрения (вопросов догматики, космология, теории познания, антропологии, этики, социальном учении) осуществляет Фома Аквинский (1225-1274).
   Средневековые университеты замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры европейского образования, сохранившиеся до наших дней. Такие понятия, как лекции, экзамены, диспуты, университетские должности, ученые звания, диссертации и даже практика деления научных текстов на главы и подглавы (прямо связанная с канонами схоластики), пришли из средневекового университета. Образовалось целое сословие университетских интеллектуалов со своими традициями и образом жизни.
   Оплотом эмпирической науки явились университеты Парижа и Оксфорда. Роберт Гроссетест (1168-1253) занимался оптикой, развивал идеи о применении математики в физике и о необходимости экспериментальных проверок в научном продвижении. Роджер Бэкон (1214-1292) обладал внушительными познаниями в различных науках, защищал небходимость эмпирического метода в науке, совершил ряд открытий в оптике (ему приписывают изобретение очков), разрабатывал чертежи необыкновенных машин (прообраз аэроплана) и др.
   Позднее Средневековье
   Но самая серьезная трансформация средневекового мышления начинается в позднем Средневековье, XIV в. под влиянием Уильяма Оккама (ок. 1285-1349). Его учение называют номинализмом, т.к. оно признает единственной реальностью единичные вещи и отрицает существование умопостигаемых субстанций, признавая за ними статус лишь имен (от лат. потеп — “имя”). Появление оккамизма означало, по сути дела разрушение средневековой аристотелевской онтологии. Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам. Подрываются основы иерархической космологии, высказываются соображения об отсутствии принципиальных различий между земными и космическими явлениями.
   Новаторское учение У. Оккама, несмотря на запреты, завоевывает признание и в Англии, и на континенте. Во многом под влиянием оккамистского эмпиризма начинается новое оживление научной деятельности. Одной из центральных тем физики XIV в, оказывается проблема движения. Знаменитый физик Жан Буридан (1295-1358), а также Альберт Саксонский, Николай Орем и т.д. развивают неаристотелевские интуиции. Обсуждается возможность движения в пустоте, несовместимая с традиционной аристотелевской онтологией. Гипотеза движения, предложенная Ж. Буриданом, является, по сути, идейным предвестником современной концепции механического (в т.ч. инерциального) движения. Оживленно рассматриваются методологические устои науки — принципы оценки гипотез, вопросы эмпирического подтверждения. Николай Орем, помимо прочего, высказывает соображения в пользу гипотезы движения Земли.
   В свете последующих открытий новой науки мыслители XIV в. порой кажутся нам уже знающими почти все, к чему значительно позже придет Г. Галилей. Действительно, их идеи столь узнаваемы в контексте последующей науки, что некоторые историки склонны именно здесь видеть непосредственное начало научной революции XVI—XVII вв. Конечно, не стоит снижать значимость действительных достижений Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея и др.; но позднее Средневековье, если и не является точкой начала научной революции, то во всяком случае есть ее прямое преддверие.
   Значение средневековой науки
   Итак, Средневековье нельзя рассматривать как период сплошного обскурантизма. Конечно, для современного наблюдателя средневековая наука выглядит довольно необычно с ее громоздкими абстрактно-спекулятивными рассуждениями, теологической нагруженностью, фрагментарностью эмпирических поисков; так, в опытных науках она демонстрирует зависимость от авторитетов, игру воображения и преимущественный интерес ко всему диковинному. Тем не менее это тоже своеобразное рационалистическое устремление. Средневековая наука не только сберегла многие античные достижения, но и продвинулась вперед, построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создав непосредственные предпосылки для новоевропейской науки. Сегодня Средневековье реабилитировано. Многое сделали для этого, например, П. Дюгем и А Койре, доказывая, что мыслителями Средневековья была подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие исследователи считают, что именно под влиянием христианского вероучения (а именно — под влиянием учения о воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке еще на заре Средневековья, были созданы предпосылки для преодоления идущего из Античности разрыва между сферой умопостигаемого и сферой чувственно- данного.

 
< Пред.   След. >