YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Введение в философию и методологию науки (Е.В. Ушаков) arrow 8.3. Научная революция и начало нового времени
8.3. Научная революция и начало нового времени

8.3. Научная революция и начало нового времени

   Возрождение
   Итальянский Ренессанс XV-XVI вв. стал ярким событием европейской культуры. Само понятие “гуманизм”, характеризующее устремления этой эпохи, означает приоритет гуманитарного образования. Действительно, Ренессанс можно считать периодом интенсивного становления гуманитарных наук. Деятелями Ренессанса была открыта история как таковая. Были разработаны основы филологического подхода к памятникам прошлого — соблюдение исторической дистанции, требования адекватного и корректного перевода, текстологический анализ, научные комментарии и толкование. Итальянские гуманисты интенсивно занимались также этикой, эстетикой, проблемами воспитания и образования, социально- политическими вопросами. Среди известных деятелей Возрождения следует назвать прежде всего Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино. Само понятие гуманитарной образованности (включающей знание языков, истории, литературы, искусства и т.п.) пришло к нам из тех времен.
   В изучении природы деятели Ренессанса исходили из понимания природы как тайны, загадки, для решения которой необходим особый опыт художественно-философских, даже мистических прозрений. Своеобразная натурфилософия Ренессанса характеризуется сплавом совершенно различных подходов и традиций — некоторых тайных учений мистического и магического характера, астрологии и алхимии, неоплатонизма, аристотелизма и др. В эту эпоху возникает новый тип мыслителя — активного “выспрашивателя” природы, сочетающего в себе черты и созерцателя-философа, и ремесленника, и инженера, и художника. Яркий пример такого деятеля представляет собой знаменитый Леонардо да Винчи (1452-1519).
   Ренессансное мышление с характерными для него чертами пантеизма (обожествления природы), эстетизма, интереса к тайным учениям не смогло указать пути для действительно научного продвижения. Будущее развитие науки не пошло по пути художественно-натурфилософского синтеза. Тем не менее ренессансный интерес к природе, основанный на понимании богатства ее взаимосвязей, способствовал оформлению естественно-научного устремления Нового времени. В натурфилософских изысканиях можно увидеть множество черт будущего экспериментального проекта — и требование понимать природу на основе ее собственных принципов (Б. Телезио), и догадки о роли математики, и осознание важности непосредственного опыта обращения с природными объектами и явлениями. Кроме того, в эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках. Но, пожалуй, главным достижением Ренессанса стала сама пытливая исследовательская активность, общая “разведывательная” установка его деятелей, так контрастировавшая с консервативным, размеренным жизненным укладом Средневековья.
  Научная революция и становление нового мировоззрения
   Научная революция XVI-XVII вв. занимает период примерно в 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Николая Коперника “Об обращении небесных сфер”) по 1687 г. (работа Исаака Ньютона “Математические начала натуральной философии”).
   Современный стиль научного мышления не пришел одномоментно. Новое естествознание вызревало длительно и постепенно. Ученые начала Нового времени свободно переходят от научных разработок в современном стиле к совершенно иным практикам — алхимии, астрологии, к ре- нессансно-натурфилософским идеям. Причудливое сосуществование нового и старого, возвышенность духа, порой доходящая до экзальтации, характерны для науки этого периода так же, как и для ее современника в искусстве стиля барокко.
   Сложные процессы разрушения аристотелевско-схоластической традиции и становления новой системы представлений опирались на множество идейных источников. Историки науки указывают среди них такие, как:
   1) мощное влияние религиозной Реформации и новых идей, решительно выдвинутых ею (прежде всего М. Лютером и Ж. Кальвином);
   2) комплекс ренессансных “тайных” учений (магические, алхимические и др.);
   3) распространение различных неаристотелевских концепций Античности (скептицизм Пиррона; атомизм Демокрита—Эпикура, а также этические учения эпикурейцев и стоиков; пифагорейско-платоновские воззрения, особенно неоплатонизм).
   Религиозная реформация явилась революцией в духовной жизни человека. Она имела далеко идущие последствия во всех сферах деятельности. Для становления науки важным явилось то, что Реформация произвела опустошительную критическую работу по отношению к средневековой картине мира, отбросив аристотелевски-схоластические представления.
   Комплексное влияние Реформации исследовано в интересных работах Л.M. Косаревой. Так, в них отмечается, что Реформация утвердила идею равенства всех видов труда. Это создало условия для соединения науки и практики: началось интенсивное использование и изготовление различных инструментов, стала развиваться практика экспериментирования, вообще был придан высокий статус механике как науке. Идеи Реформации, далее, способствовали дезантропоморфизации природы: на смену пониманию природы как живого организма пришла механистическая интерпретация. Мир стал рассматриваться как безжизненный, качественно однородный. Такой мир можно унифицировать, измерять, анализировать.
   Изменение в фундаментальных взлядах на мир А. Койре назвал метафизической революцией (§ 0.1). Новая онтология решительно порвала с аристотелевским субстанциальным подходом. Новое мировоззрение рассматривало Космос уже не как замкнутую совокупность качественно различных сфер и естественных мест, а как гомогенное бесконечное, математическое пространство, все точки которого одинаковы и равноценны.
   В новой концепции познания центральное место занял сам познающий субъект. Индивидуальное сознание стало мерилом истинности знаний. Здесь решающую роль сыграли принципы личной ответственности, свободы совести и деятельности, утвержденные Реформацией. Субъектно-центрированная теория познания вела к представлениям о принципиально недостоверном, вероятностном характере наших знаний. Это создано предпосылки становления современного, скептико-критического отношения к научным теориям: они суть погрешимое знание, подлежащее проверкам и постоянному усовершенствованию.
   Формирование новой системы взглядов происходило под влиянием неаристотелевских античных учений. Индивидуалистическая теория познания несла в себе мощный заряд разъедающего античного скепсиса.
   Несубстанциональная онтология опиралась как на древний атомизм Демокрита, так и на платоно-пифагорейские идеи о совершенной математической гармонии, лежащей в основании мироздания.
   Решающим достижением научной революции стало преодоление идущего из Античности разрыва между сферой эмпирических феноменов и сферой умопостигаемых сущностей. Практическая составляющая исследований, эксперимент, и теоретическая — оперирование идеальными объектами математизированного универсума — соединились в проекте экспериментально-математического естествознания.
   Характерной чертой эпохи научной революции был также напряженный этический интерес. Разуму человека был придан высокий нравственный статус, а само разумное устройство Космоса стало гарантом существования абсолютных ориентиров в бытии. В хаосе социальных потрясений мыслители с надеждой смотрели на твердые, необходимые математические основы мира как на жизненную опору (Косарева Л.H.). Античные учения этиков и эпикурейцев перекликались с этикой протестантизма в требовании личного мужества, опоры на собственные силы и совесть. Ученый в этих условиях становился носителем личной ответственности за выдвигаемые утверждения; здесь сплачивались воедино и теоретические потребности, и нравственный закон.
   В научной деятелности ученые той эпохи видели высокий религиозный смысл. С их точки зрения научные открытия не теснят религию, а наоборот, углубляют религиозное чувство, все больше открывая нам совершенство мироздания, мудрость и величие Творца. Деятели научной революции были убеждены в том, что существует естественная гармония религии, метафизики и науки.
   Первые деятели научной революции: Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей
   Николай Коперник (1473-1543) обосновывает представления о гелиоцентрической системе мироздания. Историки науки (И. Коэн, Т. Кун и др.) показали, что система Коперника не была по тем временам проще геоцентрической системы Птолемея; масса непроработанных деталей делала ее весьма уязвимой для критики, требующей значительных усилий для доработки и исправлений. Однако она несла в себе определенное эстетическое совершенство, которого была лишена громоздкая система Птолемея, она согласовывалась с популярными тогда ренессансными представлениями об исключительной роли Солнца во Вселенной и, кроме того, она не оставляла ничего произвольного в движениях планет, служила образцом исключительно рациональной конструкции.
   Дело Н. Коперника продолжил Иоганн Кеплер (1571-1630). Результатом его многолетних усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера). Произведения И. Кеплера — яркий образец соединения нового и старого, причудливого соединения теологии и физики, математики и ренессансных учений. Его работы эмоциональны и возвышенны, их пафос порой доходит до религиозной экзальтации. Огромную роль в кеплеровском поиске математической гармонии сыграли ренессансно-натурфилософские представления о Солнце, уходящие корнями в популярные “тайные” учения той эпохи. Кеплер был убежден также в существовании универсальной силы, скрепляющей мироздание. Он оказался первым, кто пытался найти всеобщий закон математической гармонии мира. Лишь намного позже И. Ньютон смог реализовать эту идею, открыв закон всемирного тяготения.
   Фундамент современной механики заложил Галилео Галилей (1564— 1642). Он продемонстрировал эффективность применения в эмпирических исследованиях идеализированных объектов — материальной точки, прямолинейного равномерного движения и т.п. Введение умопостигаемых объектов было, по сути дела, продолжением платоновской традиции. Галилеевский метод экспериментирования позволил добиться математизации изучаемых феноменов и тем самым вообще математизации физики. Г. Галилей сформулировал закон падения тел, исследовал закономерности колебаний маятника. Он явился также первым апологетом нового (экспериментально-математического) естествознания. Он защищал идею автономии науки как особой интеллектуальной деятельности, обосновывал представления о математическом языке, на котором написана книга природы.
   Деятельность Ф. Бэкона
   Совершенно другую сторону науки представил Френсис Бэкон (1561- 1626). В его изображении научная деятельность есть прежде всего сбор и анализ фактов. Бэкон был далек от математики; его проект — это прежде всего описательное, качественно ориентированное естествознание. Обоснование новой науки он видит в очищении разума ученого от всевозможных заблуждений (идолов) и установлении индуктивной методологии, позволяющей извлечь из совокупности фактов общие закономерности. Бэконовские методы сейчас известны как методы элиминативной индукции (см. § 2.8). Ф. Бэкон также разработал учение о различных видах экспериментирования и о выигрышных ситуациях (Ф. Бэкон называет их “примерами”), возникающих в ходе исследований, таких, как аномалия, альтернативность и т.п. Бэконовский подход в целом неплохо отражает действительную стратегию многих естествоиспытателей; так, Чарльз Дарвин утверждает, что опирался в своих изысканиях на идеи Ф. Бэкона. Однако преувеличение эмпирической составляющей и игнорирование математического эксперимента не позволили Ф. Бэкону понять основной смысл происходящей научной революции.
   Ф. Бэкону принадлежит также известный лозунг “знание — сила”. Он решительно утверждает идею практической направленности научного знания. Наука несет в себе деятельное начало, преобразует жизнь человека. Ф. Бэкона можно назвать провозвестником грядущей научно-техни- ческой модернизации. Он высказывает прозорливые мысли о том, что наука — дело общества, а не одиночек, что она должна стать социальным институтом с хорошо оснащенной материальной базой.
   Работы Ф. Бэкона — тоже сосуществование нового и старого. Историки отмечают, что представление о науке у Ф. Бэкона еще во многом ренессансное: он придает огромное значение описанию сходств и отличий, разделяет ряд натурфилософских идей. Бэконовская концепция эмпиризма подметила важную составляющую научной деятельности, но осталась несколько в стороне от магистральной линии точного естествознания, ведущей от И. Кеплера к И. Ньютону. Поэтому говорят даже о двух образах науки — галилеевском и бэконовском. Тем не менее сегодня бэконовский подход несколько реабилитирован. Действительно, бэконовские темы играют важную роль особенно в описательных науках, таких как ботаника, геология, но весьма заметны и в точных науках.
   Р. Декарт
   Выразителем самосознания новой эпохи явился Рене Декарт (1596- 1650). Он не только был крупнейшим математиком, но и пытался обобщить принципы математического мышления до уровня универсальной научной методологии — всеобщей математики, mathesis universalis. Эти принципы, по Р. Декарту, действуют везде, где осуществляется научное познание. Своим главным достижением Р. Декарт считал создание метода, который позволяет, как считал Р. Декарт, преодолеть скептицизм. Правильное мышление устанавливает несомненные первоначала; выводит из них все остальные утверждения. Основными действиями научного разума являются умение видеть самоочевидное (интуиция), строить логически достоверные рассуждения (дедукция), добиваться максимальной полноты рассмотрения (энумерация). Программа Р. Декарта — это программа унификации всей науки. Исходный пункт несомненности Р. Декарт находит в знаменитом тезисе “cogito ergo sum” (“мыслю, следовательно существую”). Дедуктивными рассуждениями Р. Декарт пытался выстроить далеко идущую метафизику и натурфилософию.
   Декартовская теория познания опирается на учение о ясных и отчетливых идеях. К таким идеям относятся прежде всего базовые понятия математической механики — движение, фигура, число и др. Р. Декарт считал эти идеи неотъемлемо присущими природе человеческого разума вообще. Ему был присущ оптимизм относительно возможностей познания. С его точки зрения мышление в терминах ясных и отчетливых идей гарантированно приходит к истине.
   В онтологии Р. Декарт — сторонник корпускулярной теории. В своем проекте физики он собирался объяснить все природные феномены на основании лишь геометрических и кинетических свойств движущихся корпускул, обойдясь даже без понятия сил. Явления притяжения он объяснял вихревыми эффектами. Изгнав любые скрытые качества из природного мира, Р. Декарт приходит к метафизическому дуализму: все явления, связанные с сознанием, принципиально бестелесны, непротяженны. И наоборот, все протяженное, природное не обладает никаким сознанием, а есть лишь масса механически движущейся материи.
   Р. Декарт плодотворно работал и в других областях: он много экспериментировал, занимался анатомией, оптикой, физиологией. Но особенно велики его достижения в математике. Помимо прочего, он “интеллектуализировал” геометрию, создав (наравне с П. Ферма) основы аналитической геометрии.
   Имя Р. Декарта стало символом рационализма. По сути дела, он явился первым новоевропейским интеллектуальным героем, властителем дум. Учение Р. Декарта (картезианство) имело невероятный успех в Европе и долго удерживало влияние. Именно с Р. Декарта берет свое начало современная философия как отражение проблематики новоевропейского разума — проблемы новой метафизики, индивидуального сознания, достоверности знаний, научного метода.
   Широк круг ученых, непосредственно создававших новую науку, шедших вместе или за Ф. Бэконом и Р. Декартом. Так, распространение идей атомизма и разрушение аристотелианства были во многом связаны с работами Пьера Гассенди (1594-1655), соперничавшего в те годы с Р. Декартом по своей известности. Большую роль в утверждении атомизма и вообще признании новой науки в Англии сыграл Роберт Бойль (1627— 1691), продуктивно работавший английский физик и химик. XVII в. подарил нам целую плеяду блестящих ученых, таких как У. Еарвей, Р. Еук, X. Еюйгенс, Б. Паскаль, Э. Торричелли, П. Ферма и многих другие.
   И. Ньютон
   Высшим достижением научной революции можно считать результаты Исаака Ньютона (1642-1727). В опубликованных в 1687 г. Ньютоновских “Математических началах натуральной философии” были подведены итоги столетнему становлению точного естествознания и представлена математико-физическая теория движущейся протяженной материи. Ньютоновские три закона механики и закон всемирного тяготения связали в единую картину законы движения планет И. Кеплера, а также результаты Г. Галилея, Р. Декарта, X. Еюйгенса и др. Была создана общая теория, описывающая столь различные феномены, как формы планетных орбит, падение тел, приливные явления. И. Ньютон оставил будущим поколениям ученых сложную задачу изучения загадочной силы тяготения, обладающей свойством дальнодействия.
   Достижения И. Ньютона оказали огромное влияние на ученых. Ведь впервые была предложена, по сути дела, универсальная математическая концепция архитектуры мироздания. Материя предстала в ней как некое единое целое, как организованная система силовых взаимодействий, причем система принципиально реляционная, связанная воедино, т.к. между любыми двумя телами действует взаимная сила притяжения. Многовековые поиски теории единства мира увенчались созданием учения, которое было сформулировано точно, в количественных терминах.
   Не менее важным было воздействие методологии И. Ньютона, как конкретных математических методов, так и общих методологических установок. С именем И. Ньютона связывают знаменитый афоризм “гипотез я не измышляю” (“hypotheses non Jingo”). Он был направлен в пику картезианцам, применявшим повсюду свои априорные и универсальные объяснительные принципы. К этому времени стратегия картезианской науки состояла в неустанном выдвижении интуитивно правдоподобных гипотез, восходящих к однажды принятым несомненным первоначалам. Картезианцы щедро предлагали объяснения для всего, что только попадало в их поле зрения. И. Ньютон же, столкнувшись с проблемой гравитационного дальнодействия, противоречащего контактной физике картезианцев, отказался от поиска скороспелых объяснений и пошел по пути математического описания свойств изучаемого явления, в некотором смысле по пути математического феноменализма. Он подчеркивал, что вопрос “что такое сила вообще?” он оставляет без рассмотрения и сосредоточивается лишь на изучении математических закономерностей проявления силы тяготения. Интеллектуальный прорыв И. Ньютона явился примером для последующего развития физики: с тех пор в трудных ситуациях, связанных с выходом в неизвестное, поиск удовлетворительного математического формализма идет в некотором смысле впереди физического “здравого смысла” (математическая гипотеза), как это происходило, например, в драматический период создания квантовой механики.
   Важными ориентирами для последующей науки оказались и тезисы И. Ньютона о простоте и единообразии природы, о наличии у материи фундаментальных физических свойств, а также представления об абсолютном времени и пространстве, вошедшие в основания классической механики.
   В области конкретных математических методов И. Ньютону (наряду с Г.В. Лейбницем) принадлежит честь создания аппарата математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления. Математический анализ стал новым языком описания физических явлений; в будущем он открыл дорогу особому типу физических законов — структурным законам, описывающим микроструктуру физических сред (таковы, например, дифференциальные уравнения поля); это вывело естествознание к совершенно новым горизонтам. И. Ньютону принадлежат и другие важнейшие результаты в математике и физике (особенно в оптике). Интересно, что в творчестве И. Ньютона отразилось все многоцветие эпохи барокко. В круг его обширных интересов входили и натурфилософско-ренессансные идеи, увлечение алхимическими проектами, интенсивные теологические изыскания.
   Воздействие И. Ньютона на последующее развитие науки колоссально. Ньютоновская механика явилась для современников и потомков эталоном научного знания. Именно с интеллектуальным прорывом И. Ньютона научная революция XVI-XVII вв. достигла своей окончательной победы.
   Гуманитарная наука
   Однако представленная здесь картина была бы неполной без указания на обновление и гуманитарного знания. На протяжении XVT-XVII вв. происходит разрыв с системой средневековых представлений о человеке и обществе, разрабатываются сугубо светские учения о государстве, социально-политическом устройстве, праве. Человек рассматривается как носитель естественного права, а государство — как результат договорного процесса между свободными индивидами.
   По образцу корпускулярно-атомистической концепции материи в естественных науках социальные мыслители развивают идеи социального атомизма и ищут законы социальной жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманитарное знание стремится к точности, сравнимой с точностью естествознания.
   Среди влиятельных социальных теоретиков следует назвать Ж. Бодена (1530-1596) и Г. Греция (1583-1645). Знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) пытался построить абсолютную монистическую мировоззренческую систему, в которой религиозная идея и этическое учение оказались бы совместимыми с идущим из новой науки жестким механицизмом; важное место в сфере интересов Б. Спинозы заняли проблема человека, его свободы и разума, а также вопросы политического устройства. Но, пожалуй, наиболее влиятельными социальными мыслителями были англичане Томас Гоббс и Джон Локк.
   Т. Гоббс (1588-1679), мечтавший стать “Галилеем социальных наук”, разрабатывает общую метафизику механических тел и трактует социальные образования как искусственные тела. Т. Гоббс порывает с идущей из Античности концепцией человека как общественного существа и развивает последовательно-индивидуалистическое представление о человеческой природе. Государство с этой точки зрения есть результат договора индивидов, средство защиты от войны всех против всех, присущей человечеству в его естественном состоянии. Работы Т. Гоббса воздействовали на последующих мыслителей. Проблема социального порядка называется в социологии проблемой Гоббса.
   Дж. Локк (1632-1704) известен своей сенсуалистической теорией познания и социально-политическими работами. Он развивает учение о правах человека, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в цивилизованном государстве. Государство, по Дж. Локку, оказывается неким минимумом принуждения, который необходим индивидам для гарантии своих свобод. Дж. Локк стоит непосредственно у истоков идеологии социально- политической системы либерализма (от лат. liberalis— “свободный”), Г.В, Лейбниц
   Завершить обзор периода Научной Революции следует упоминанием о Готфриде Вильгельме Лейбнице (1646-1716). Его творчество как бы замыкает собой эту эпоху и открывает дорогу веку Просвещения. Г.В. Лейбниц — удивительно разносторонняя личность. В круг его занятий входили философия, математика, физика, правоведение, история, лингвистика, экономика; он талантливый инженер, изобретатель, организатор науки и научных академий. Его научные достижения необозримы.
   В физике Г.В. Лейбниц, помимо прочего, вышел к исторически первой формулировке закона сохранения энергии (закон сохранения живых сил), ввел один из важнейших вариационных принципов — принцип наименьшего действия. В математике Г.В. Лейбниц (в форме более удачной, чем И. Ньютон) разработал и развил аппарат математического анализа и решил с его помощью ряд трудных проблем. Он явился также предшественником современной математической логики.
   Философское учение И.В. Лейбница представляет собой грандиозный синтез новой науки и метафизики. Здесь интегрированы в единую систему и новые, и традиционные (античные и схоластические) представления. Философию прежних веков Г.В. Лейбниц трактовал не как скопление заблуждений, а как хранилище ценных идей, требующих критического усвоения. Он неустанно подчеркивает позитивную роль метафизики в научных исследованиях. Так, метафизика, по Г.В. Лейбницу, формулирует фундаментальные принципы, позволяющие понимать логику строения природы. Г.В. Лейбниц сам изложил ряд подобных принципов (принцип достаточного основания, принцип высочайшего совершенства, принцип максимума и минимума и др.). Собственная онтология Г.В. Лейбница значительно отличается от типично-механистических учений того времени; она проникнута идеями своеобразного энергетизма и панпсихизма. Согласно Г.В. Лейбницу бытие состоит из единиц — монад, обладающих неким уровнем психической организации и находящихся между собой в отношении согласованности (предустановленной гармонии). Замечательно, что современная квантовая физика в известном смысле близка интуициям Г.В. Лейбница: она заново открывает понятия синхронизированности, взаимосогласованности явлений.
   Мировоззрение Г.В. Лейбница светлое, оптимистичное, оно проникнуто верой в совершенство мира. Гармония религиозной веры, метафизики и научного разума — интеллектуальное “завещание” Г.В. Лейбница будущим поколениям мыслителей.
   Резюме. Итак, научная революция XVI-XVII вв. (в период от Н. Коперника до И. Ньютона и Г.В. Лейбница) разработала основы точного математического естествознания. Она ввела новую онтологию, заменив аристотелевско-схоластические и ренессансные представления теорией бесконечного однородного Космоса, заполненного материальными корпускулами, движущимися по законам механики. В сфере гуманитарного познания возникли светские либерально ориентированные концепции личности, государства, права.

 
< Пред.   След. >