YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История русской философии (Н.О. Лосский) arrow 3. К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов
3. К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов

3. К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов

   Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885) вдохновлялся возвышенными идеалами. Однако, как и Михайловский, он не смог их обосновать теоретически. Кавелин был ученым, знатоком русской истории, юристом, публицистом и философом.
   Находясь на государственной службе, он отказывался от всех почетных званий и орденов. В юности Кавелин увлекался философией Гегеля. Но, занявшись изысканиями в области истории, он высоко оценил научный метод и вплотную подошел к позитивизму. В своих философских работах Кавелин не занимался метафизикой. Им написаны две философские работы: “Проблемы психологии” (1872) и “Проблемы этики” (1885).
   Выступая как против материализма, так и против метафизического идеализма, Кавелин сделал попытку доказать относительную самостоятельность умственной жизни. Сознание и мышление, говорил он, создают идеальный мир, выводят человека из “тесного круга индивидуальности” и поднимают его “до степени общего, коллективного продукта умственной деятельности людей. Свобода мыслей и действий является органическим свойством человеческой натуры” Он считал, что попытки объяснить свободу воли до сих пор были неудовлетворительными. Он не создал какой-либо теории связи материальной природы с психическими явлениями. Сеченов, материалист и физиолог, написал в ответ пространную статью “Кому и как разрабатывать психологию”. Эта статья содержала сокрушительную критику кавелинских “Проблем психологии”.
   Сеченов пришел к выводу, что все научные исследования основываются на анализе фактов. Однако, указывал он, психика должна быть исключена из сферы научного анализа, который применим только к физиологическим процессам, лежащим в основе психических явлений.
   Отсюда следует, что психология должна быть областью деятельности физиологов, а не психологов. Кавелин выступил с пространным ответом на эту статью Сеченова. Их диспут был опубликован в “Вестнике Европы” в 1872— 1874 гг..
   Славянофил Ю. Ф. Самарин подверг тщательной критике работу Кавелина “Проблемы психологии” с точки зрения прямо противоположной точке зрения Сеченова. Он указал, что Кавелин не смог доказать относительную самостоятельность духовной жизни и сделал множество уступок материализму своим преувеличением значения физических процессов для деятельности разума.
   М. М. Троицкий (1835—1899) — профессор Московского университета, был создателем законченной психологической системы в духе ассоционизма. Он подверг острой критике философию Канта и послекантианский немецкий метафизический идеализм.
   Н. И. Кареев (1850—1931) был профессором европейской истории Петербургского университета. Занимаясь проблемами философии истории, Кареев защищал теорию преобладающей роли личности в истории.
   Профессор юриспруденции Н. М. Коркунов в своей работе “Общая теория юриспруденции” высказал оригинальную и ценную мысль о внепространственной форме психических процессов. Следовательно, хотя тела людей и разделены в пространстве, психические процессы индивидуумов взаимосвязаны. Такая взаимозависимость, утверждает Коркунов, обусловливает возможность общественной жизни.

 
< Пред.   След. >