YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История русской философии (Н.О. Лосский) arrow 2. Н.Г. Дебольский
2. Н.Г. Дебольский

2. Н.Г. Дебольский

   Николай Гаврилович Дебольский (1842—1918) был математиком. В своей работе “О диалектическом методе” он проводит различие между формальным логическим методом, изучающим понятия, и диалектическим методом, оперирующим идеями. Дебольский считал, что все понятия внутренне противоречивы. Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного. По мнению Дебольского, противоречия "разрушаются, если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа".
   Основная работа Дебольского носит название "Философия феноменального форма лизма". В этой работе Дебольский проводит различие между божественным абсолютным духом и ограниченным умом человека. Абсолютный дух, познающий форму и содержание бытия, познает объекты в себе. Ограниченный ум человека получает доступ лишь к стороне абсолютного духа, благодаря которой он способен понимать явления. Дебольский большим знатоком философии Гегеля. Он автор превосходного русского перевода гегелевской “Науки логики” (три тома, 1916). По эстетическим взглядам Дебольский к Гегелю. Прекрасное он понимал как сверхчувственную цельность, выраженную в чувственном образе. В конце своей жизни Дебольский написал статью “Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии”.
   По его словам, успешному развитию философии мешает “закоренелый догматизм”, состоящий "в установлении в качестве аксиом некоторых положений, признаваемых за самоочевидные истины" (91). “Безусловный скептицизм, сомнение во всем, даже в собственном сомнении, есть, следовательно, безусловное освобождение мысли от всяких догматических пут", а особенно от “того философского кошмара, который так упорно стоит на пути новой философии” (109) и источником которого "служит выставляемое за аксиому положение: познание как акт сознания может иметь своим предметом лишь состояния сознания" (109). В этой статье Дебольский также выдвинул, между прочим, ряд аргументов против интуитивизма.

 
< Пред.   След. >