YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История русской философии (Н.О. Лосский) arrow 2. В.И. Иванов, Н.М. Минский
2. В.И. Иванов, Н.М. Минский

2. В.И. Иванов, Н.М. Минский

   Вячеслав Иванович Иванов (родился в 1886 г. ) уехал из России после большевистской революции, принял католичество и живет в Риме. Основные его работы, имеющие и философское значение, следующие: “По звездам”, 1909; “Эллинская религия и страдающий Бог”, 1910; “Борозды и межи”, 1916; “Переписка из двух углов”, Огоньки, Москва — Берлин, 1922; “Достоевский”, 1932.
   В. Иванов считает, что символы — это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов. Общественным идеалом В. Иванова является общинная (соборная) анархия. “Переписка из двух углов” состоит из двенадцати писем, которыми обменялись В. Иванов и Гершензон летом 1920 г., когда они жили в одной комнате в московском санатории. Михаил Осипович Гершензон (1869—1925) был одаренным историком русской литературы и культуры. В своей переписке эти два замечательных представителя русской и всеобщей культуры обсуждают свое отношение к истории и цивилизации. В. Иванов говорит, что “всеобщее и вселенское во мне” есть “... светлый гость... ”, который “... недаром посетил меня... ”, и что, “если я не отрекусь от Бога, он возвысит меня и даст мне бессмертие” (письмо I). Гершензон отвечает, что он также не сомневается в личном бессмертии, но хотел бы “кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских системах, обо всех знаниях, искусствах, поэзии... ” (письмо II). Иванов указывает, что это— неправильный путь, основанный на чувстве того, что “переживание культуры не как живой сокровищницы даров, но как системы тончайших принуждений”; для меня, добавляет он, культура — “лестница Эроса и иерархия благовений” (письмо III). Он называет отрицательное отношение к истории Гершензона утопическим анархизмом и культурным нигилизмом; это был толстовский путь “упрощенчества”, который стоял ниже пути Достоевского, стремившегося скорее подняться над окружающей средой, чем отвергать ее, и “огненной смерти в духе” (письмо XI). Однако Гершензон выражает надежду, что его путь также приведет к той же цели, как и путь В. Иванова. “... в доме Отца нам с Вами приуготовлена одна обитель” (письмо XII).
   В своей книге о Достоевском В. Иванов говорит о двух фазах развития деятельности сатаны. Люцифер — дьявол в расцвете своих сил, возросших в энергичной борьбе против Бога. Ариман — дьявол в безнадежном, подавленном состоянии и страстно стремящийся к небытию после переживания целого ряда неудач и разочарований. Что касается великих святых, то Иванов считает, что они не только вступают в общение с отдельными людьми, но также и оказывают влияние на целые исторические эпохи. Он усматривает связь между св. Франциском Ассизским и Данте и прослеживает влияние духа св. Серафима Саровского на русское искусство и мысль XIX столетия.
   Н. М. Минский (родился в 1855 г. ), настоящее имя которого Виленкин, был поэтом. Как и многие другие русские писатели его времени, он увлекался учением Ницше о сверхчеловеке и в 1905 г. написал книгу “Религия будущего”. Минский называл свою теорию “меонической философией”, потому что обозначал абсолют словом “небытие”, противопоставляя его нашему бытию. Это привело его к пониманию того, что вся наша жизнь и цивилизация проникнуты противоречиями.

 
< Пред.   След. >