YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История русской философии (Н.О. Лосский) arrow 2. В.С. Сцилкарский
2. В.С. Сцилкарский

2. В.С. Сцилкарский

   Владимир Семенович Сцилкарский (родился в 1882 г.) был профессором Юрьевского (Дерптского) университета. После большевистской революции стал профессором в Ков-ненском университете в Литве, а в настоящее время является профессором Боннского университета.
   Основные работы Сцилкарского: “Типологический метод в истории философии”, 1916; “Проблема бытия”, 1914; “So-lovievs Philosophiе der All-Einheit”, 1932 (“Философия всеединства Соловьева”); “Teichmullers philosophischer Entwicklundsgang” (“Философская эволюция Тейхмюллера”); “Adolf Duroff” (“Адольф Дуров”).
   В своей книге “Типологический метод в истории философии” Сцилкарский рассматривает типические философские концепции как ступени в самопознании нашего деятельного я. Он признает четыре такие ступени: наивный реализм; имеющий дело с материальными объектами внешнего мира; сенсуализм, занимающийся ощущениями; интеллектуализм, занимающийся деятельностью мысли и ведущий к абстрактному идеализму, как, например, в философии Гегеля; конкретный идеализм, который представляет собой конкретный спиритуализм.
   Эти ступени являются выражением движения философской мысли от периферии к центру, от объектов внешнего мира к субстанциональному человеческому я. Философия, ставящая субстанционально я в основу своего истолкования мира, есть персонализм.
   Дмитрий Иванович Чижевский (родился в 1895 г.) эмигрировал после большевистской революции и в течение ряда лет был профессором в Галле. Ему принадлежит много книг и статей по истории философии славянских народов. Его основные работы: “Философия на Украине”, 1926; “Формализм в этике” (“Труды Русского народного университета в Праге”, I, 1929); “Проблема двойника” (сборник “Достоевский”, изданный А. Бемом, I, Прага, 1929); “Философия Сковороды”, 1934; “Hegel in Russia” (“Гегель в России”), Париж, 1939; также по-немецки в сборнике “Hegel bei den Slaven” (“Гегель у славян”) под редакцией Чижевского, Рей-хенберг, 1937.
   В своей статье “Формализм в этике” Чижевский излагает оригинальный план развития этики в духе конкретного идеал-реализма. В своем исследовании о творчестве Достоевского Чижевский высказал ценные мысли относительно проблемы “двойника”, объясняя это странное явление моральным упадком личности.

 
< Пред.   След. >