YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под. ред. А.В. Петровского) arrow IV.14.5. Формы переживания чувств
IV.14.5. Формы переживания чувств

IV.14.5. Формы переживания чувств

   Чувства образуют обширную в психической жизни сферу личности. Определенное представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают следующие понятия: чувственный тон, эмоции, аффекты, стрессовые состояния и настроения.
   Чувственный тон
   Чувство часто проявляется лишь как эмоциональная окраска, как своеобразный качественный оттенок психического процесса. В этом случае оно сознается не само по себе, а как особое свойство предметов или действий, способных вызывать у познающей и действующей личности известное отношение.
   Человек не всегда даже замечает, что речь идет не столько об объективных свойствах предметов, сколько о его личном субъективном отношении к ним, когда говорит: приятный собеседник, смешная история, неприятный запах, скучная книга, любимое занятие, нежная листва, веселая прогулка, возмутительный поступок, успокоительное сообщение, напряженная работа и т. д.
   Такая эмоциональная окраска - чувственный (аффективный) тон - в некоторых случаях оказывается прирожденной всем (или почти всем) людям. Например, боль и ряд чрезмерно сильных раздражений отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Определенные запахи (меркаптанов и ряда других органических соединений) для всякого нормального человека отвратительны. Крайне неприятны известные сочетания диссонирующих звуков. Сюда же относятся отдельные сочетания цветов, вызывающих раздражение. Но в большинстве своем некоторые чувственные тона восприятий и представлений оказываются следами прежних эмоциональных процессов, отголоском прошлого опыта (во многом сходного у большинства людей, что и создает впечатление прирожденности). Весьма часто чувственный тон служит показателем того, удовлетворяет или не удовлетворяет предмет или ситуация потребности человека, успешно или безуспешно протекает его деятельность (в данном конкретном случае).
   У некоторых лиц резко выраженный чувственный тон принимает характер идиосинкразии - болезненного отвращения к определенным раздражениям, почти безразличным или даже приятным для других людей. Встречаются субъекты, не выносящие, например, прикосновения к бархату, запаха рыбы, звука, сопровождающего протирание стекол, и некоторых других скрипов.
   Изучение чувственного тона зрительных, слуховых, обонятельных, кинестезических (двигательных) ощущений и восприятий имеет большое практическое значение. Например, окраска помещений, станков, средств транспорта может заметно влиять на продуктивность работы и общее самочувствие трудящихся в зависимости от приятного или неприятного чувственного тона, вызываемого определенными цветовыми оттенками и в особенности их сочетаниями. Неприятный запах химических удобрений резко снижает ценность картофеля и овощей. Производственные шумы, не только от громкости их, но особенно от специфического чувственного тона, весьма мешают работе и увеличивают брак, тогда как специально подобранная музыка повышает производительность труда.
   Эмоции
   Эмоциональные процессы и состояния, или эмоции (в узком значении термина), представляют собой обычную и характерную форму переживания чувств.
   Эмоция - это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Эмоцией будет, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку в хорошем исполнении. Чувство любви к музыке может переживаться в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении.
   В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Их называют стеническими. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов "горы перевернуть". Сочувствуя товарищу, он ищет способа помочь ему. При стенической эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.
   Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одних случаях организуют деятельность, а в других - дезорганизуют ее. При состоянии эмоциональной тупости деятельность человека утрачивает целенаправленность, мышление и фантазия не получают необходимых стимулов. В. И. Ленин писал, что "без "человеческих эмоций" никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины"1. Но и повышенная эмоциональность сплошь и рядом влечет за собой искаженное отражение объектов, субъективное толкование фактов, логические ошибки при выводах и оценках.
   Аффекты
   Аффектами называют эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, они похожи на вспышку, взрыв, налетевший шквал. Если эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря. Эти состояния имеют различные стадии, сменяющие друг друга. Охваченный яростью, ужасом, растерянностью, восторгом, приступом безудержного смеха, отчаянием, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения. Это объясняется тем, что сильное возбуждение определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий, а вместе с тем торможение других центров переходят пределы и сменяют друг друга: иногда возникает срыв и расстройство высшей нервной деятельности. Стенические состояния резкого подъема жизнедеятельности сменяются частично, а иногда и полностью астеническими - упадком сил, растратой энергии, которая не успевает восстановиться. Так, гнев, проявляющийся в энергичных движениях, блеске глаз, покраснении лица, сменяется яростью, сопровождающейся дезорганизацией движений, помутнением взора, побледнением лица.
   При отчаянии бурная реакция всего организма сменяется порою обмороком или ступором (застыванием в неподвижной позе).
   В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Телесные изменения и выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Мелкие движения расстраиваются из-за сильного напряжения. Торможение все сильнее охватывает кору полушарий, возбуждение нарастает в подкорковых узлах и в промежуточном мозгу. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству - страху, гневу, возмущению и т. д.
   Многие чувства могут протекать в аффективной форме. Например, наблюдаются случаи аффективного восторга у театральных зрителей или в ликующей толпе. В художественной литературе были неоднократно описаны аффективные переживания "безумной" любви; даже научные открытия после многолетних упорных исканий истины иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости.
   Сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, и не только взрослый, но и ребенок. На дальнейших стадиях человек нередко утрачивает волевой контроль, совершает безотчетные движения и безрассудные действия. У людей с более или менее здоровой нервной системой эти стадии наблюдаются в связи с безответственной распущенностью или опьянением: такой человек не столько приходит в состояние тяжелого аффекта, сколько позволяет себе прийти в подобное состояние, а поэтому должен нести ответственность за совершаемые поступки.
   После аффективной вспышки иногда наступает успокоение и некоторая усталость; в других случаях (более тяжелых) - полная разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порою сонливость - так называемый аффективный шок; иногда возбуждение длится долгое время и периодически усиливается или ослабляется.
   Стрессовые состояния
   За последнюю четверть века все большее значение приобретает изучение таких эмоциональных состояний, которые вызываются ситуациями напряженности (или стрессовыми ситуациями). Это - действия при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и ответственные решения и т. д. Ясно, что все эти условия могут вызывать те или иные эмоции. Знание психологических особенностей возникновения и течения эмоциональных состояний напряженности, или стрессовых состояний, очень важно не только для летчика, космонавта, офицера, оператора электростанции, диспетчера, машиниста, шофера, но и, например, судьи, учитывающего состояние обвиняемого при совершении проступка, руководителя предприятия, педагога, экзаменующего учеников, и т. д.
   Стресс получил физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона о гомеостазисе (гемеостазис - постоянство внутренних условий функционирования организма) и Г. Селье об общем адаптационном синдроме, т. е. о своеобразной защитной по своему характеру реакции организма, мобилизующего свои ресурсы (прежде всего эндокринные) в ответ на сильные и сверхсильные (травмирующие) внешние воздействия - будь то физические или нервно-психические эмоциональные перегрузки.
   О стрессовых состояниях свидетельствуют изменения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной систем, электропроводимости кожи и другие вегетативные показатели. При стрессах отмечаются также определенные биоэлектрические изменения в центральной нервной системе, фиксируемые на электроэнцефалограмме, биохимические сдвиги в крови и т. д. Но все эти изменения являются неспецифическими - только лишь на их основе нельзя судить о содержании эмоции: так, учащение пульса может быть вызвано и эмоцией страха, и эмоцией радости. При очень значительном стрессе налицо не только все перечисленные показатели, но и поведение человека нередко меняется весьма характерным образом - возникает общая реакция возбуждения, поведение становится в большей или меньшей степени дезорганизованным, наблюдаются беспорядочные движения, жесты, отрывистая, несвязная речь и т. д. Еще большее усиление стресса может привести к обратной реакции - общему торможению, пассивности, бездеятельности.
   При не очень сильном и непродолжительном стрессе физиологические изменения могут почти не проявиться внешне. В этих случаях о стрессе судят на основе более тонких и своеобразных изменений поведения. К их числу относятся в первую очередь затруднения в осуществлении функций, требующих сознательного контроля и связанных с направленностью мышления на решение той или иной задачи. При этом наблюдаются трудности в распределении и переключении внимания. В то же время навыки (заученные и автоматизированные формы поведения) не только не тормозятся, но могут даже против воли человека заменять собой сознательно направляемые действия. Например, мать, взволнованная внезапным заболеванием ребенка, никак не может дозвониться к врачу, так как многократно набирает номер собственного телефона.
   Помимо торможения некоторых сторон сознательной деятельности, при стрессе возможны и ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители, сужение объема внимания и восприятия, ошибки в определении длительности временных интервалов. Однако эти отрицательные проявления стрессовых эмоциональных состояний наблюдаются не всегда: незначительный стресс может вызывать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции.
   На основе лишь силы и длительности внешнего воздействия еще нельзя судить о том, насколько стрессовой будет реакция человека. Большую роль играют здесь особенности личности, прошлый опыт, тренированность. Там, где поведение одного человека будет иметь стрессовый характер, у другого, с более сильной нервной системой, можно и не обнаружить никаких признаков напряженности. Высокая идейность, чувство долга и ответственности - важные факторы, предотвращающие дезорганизацию поведения в условиях стресса.
   Настроение
   Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Иной раз чувства восхищения, удачи, юмора, неуверенности, робости, тоски, скуки превращаются в общий фон психических состояний человека и создают благоприятную почву для возникновения одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Находясь в сердитом, озабоченном настроении, ученик реагирует на шутку товарища или замечание учителя совсем не так, как при настроении смешливом и беспечном. Создание в коллективе класса бодрого, делового, временами более серьезного, временами более веселого настроения - важное условие продуктивной учебной работы.
   Настроение может иметь весьма различные источники, ближайшие и более отдаленные. Основными источниками возникновения настроений являются те позиции, которые люди занимают в обществе. Удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как идет учение в Школе, как складываются отношения с учителями и товарищами, что происходит в семье, как разрешаются различные противоречия, возникающие на жизненном пути подростка, насколько удовлетворяются его потребности, интересы, склонности и вкусы, - вот основные источники настроений. Длительное плохое или вялое настроение ученика - показатель какого-то неблагополучия в его жизни. В этом случае требуется продуманное, тактичное воздействие на школьника и по возможности устранение объективных причин, порождающих подобное состояние.
   Иногда возникновение настроения и его изменения зависят от отдельных событий жизни, производящих сильное эмоциональное впечатление, пробуждающих одни чувства и ослабляющих другие. У маленьких детей, зависимость настроения от случайно возникающих эмоций весьма велика, но сами настроения дошкольников отличаются изменчивостью, сравнительной кратковременностью. В старшем возрасте большое значение приобретают идейные воздействия: влияние литературных произведений, кинофильмов, обсуждение с товарищами и взрослыми вопросов о качествах личности и долге, о призвании, о моральных требованиях и их выполнении.

 
< Пред.   След. >