YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера) arrow 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект
6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект

6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект

   Термины “процесс” и “функция” в психологии нередко пишутся через запятую и воспринимаются как синонимы. Строго говоря, так поступать нельзя. Процесс в рамках СГП — это простейший уровень-компонент первой подсистемы психики. Функций психики очень много, и они весьма разные.
   Именно в этом смысле можно говорить о том, что тот или иной процесс, в данном случае эмоция, реализует определенные функции. Это не схоластическое рассуждение. Оно имеет реальный смысл.
   Например, в большинстве современных учебников по психологии есть раздел “воображение” и нет раздела “представления”.
   Почему? Обоснования нет. С позиций СГП, представления — это важнейший этап развития психики, это самостоятельная структура, самостоятельный процесс. Воображение — это одна из форм представлений — представления воображения. Кроме того, важно учесть, что воображение — это функция не только процесса представления, но и мышления. В итоге воображение — это функция нескольких процессов, а представление — самостоятельный процесс.
   Принципиально важно, что реализация функции, в свою очередь, активно влияет на формирование процессов и других структур психики. В психологии полностью справедливо правило Ламарка, согласно которому функция формирует структуру.
   Каковы важнейшие функции, в которых формируются и которые реализуют эмоции? Первая и основная функция эмоций состоит в том, что они являются формой переживания как психофизиологического единства телесных и душевных процессов. Как справедливо написал С. Л. Рубинштейн: “...Чувства человека, не отрываясь... от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки только лишь его органических состояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, который человек в своей практической и теоретической деятельности изменяет и познает”.
   Эти мысли С. Л. Рубинштейна завершаются аккором: “Чувства человека — это самое яркое выражение природы, ставшей человеком, и с этим связано то волнующее обаяние, которое исходит от всякого подлинного чувства”.
   Вторая по времени появления и по значимости функция эмоций состоит в том, что “из ткани” эмоций формируются структуры психомоторики, затем сенсорной психики и все другие психологические структуры, представленные на рис. 5 на всех 27 уровнях.
   На одном из этих уровней, на 7-м, высшие эмоции, т. е. чувства, вместе с непроизвольным вниманием становятся важнейшим центрально-регуляторным процессом. Из обсуждаемой схемы ясно, что внимание, в данном случае непроизвольное, является регуляторным процессом. Его функция состоит в улучшении протекания регулируемого процесса путем повышения его избирательности и сосредоточенности. Кроме простейших эмоций, внимание является “инструментом” для воли и высших, нравственных чувств. Эти высшие формы называются произвольным и нравственно - ориентированным вниманием.
   Важнейшей функцией эмоций является не только регуляторная, но также и тесно связанная с нею энергетическая. Внимание, и прежде всего непроизвольное, не только регулирует психомоторные, сенсорные и интеллектуальные процессы, но и является для них источником энергии. Важными физиологическими механизмами этого являются ретикуляторная формация и высшие вегетативные центры гипоталамуса.
   Проблема соотношения понятий “психика” и “энергия” со времен Фрейда не теряет своей остроты и актуальности. Не входя в детали, заметим, что в рамках СГП она решается относительно просто. Все психологические структуры, будучи по своему составу психофизиологическими, содержат и физиологические, и собственно психологические компоненты в их единстве.
   В прямом смысле понятие энергии применимо лишь к одному из компонентов психики—физическому (в форме физиологического процесса). Однако в силу принадлежности обоих компонентов одному психическому процессу Фрейд почти прав, когда описывает сознание и неосознаваемое как потоки психической энергии.
   Таким образом, трактовка психической энергии как физической неверна, но и метафизической ее называть неправильно. Энергия — понятие физическое и таковым остается. Но и психика в целом, в силу единства ее структур, имеет энергетическую характеристику.
   Поясним эту мысль на примере. Можно ли физически измерить тяжесть Нюрнбергского трибунала, приговорившего к повешению фашистских преступников?
   Очевидно, что этого сделать нельзя, поскольку его тяжесть не физическая, а морально-этическая. Но взвесить протоколы и другие физические затраты в связи с этим процессом, его “материальные носители”, можно. Аналогичным образом можно взвесить и “душу”, т. е. энергию нервного процесса как компонент более широкого явления — психического процесса.
   Аккуратно перечислить все функции эмоций не представляется возможным, поскольку без них нет никакого психического явления. Таким образом, функции эмоций — это все функции психики без исключения. В этой связи самым главным исторически и логически является вопрос о соотношении эмоции и мышления, аффекта и интеллекта. Ему посвящена огромная философская и психологическая литература.
   Самое простое решение предложено С. Л. Рубинштейном, который не без оснований считал, что каждая человеческая мысль эмоциональна, а каждая эмоция интеллектуальна.
   Но этим проблема не исчерпывается. Остается много конкретных вопросов. На некоторые из них можно ответить в рамках СГП. Эмоции не только являются первичным, базовым психическим процессом, не только фигурируют как высшие чувства на седьмом уровне (см. рис. 5, стр. 120), но они также своеобразно чередуются с интеллектуальными структурами.
   Если позволительно такое упрощение, то психика — это слоеный пирог, в котором последовательно сменяют друг друга эмоциональные и интеллектуальные уровни-компоненты. Особенно ярко это проявляется на высшем, 27-м уровне — нравственнопсихологических свойствах личности.
   При бедности интеллекта этот уровень просто отсутствует. Классический пример описан К. И. Чуковским в знаменитой книге “От двух до пяти”. Внук спрашивает у бабушки — умрет ли она? Получив утвердительный ответ, малыш в восторге заявляет: “Вот когда я буду крутить твою машину!”
   Конечно, он поумнеет, повзрослеет и начнет мыслить по-другому. Но вот что важно: его новые, гуманные мысли приобретут форму нравственного чувства! Он будет любить бабушку и умом, и сердцем. Так что такое нравственность? Интеллектуальный продукт или эмоциональный? Спросим строже: нравственность — это функция левого (интеллектуального) или правого (эмоционального) полушария мозга?
   Вряд ли можно просто и однозначно ответить на этот вопрос. Остается лишь констатировать: с первого по 27-й уровень психика остается эмоцией, чувством, переживанием. Разница между уровнями — в мере интеллектуального наполнения этих чувств.

 
< Пред.   След. >