YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера) arrow 7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира
7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира

7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира

   В общей психологии термин “представление” используется в узком и широком смыслах. В узком смысле под представлением понимается чувственный образ предмета или явления (события), которые не воздействуют в данный момент на органы чувств человека. Данные образы возникают путем воспроизведения прошлого опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памяти или воображении. В широком смысле под представлением понимается процесс репрезентации образов восприятия.
   Сравнение образа представления с образами восприятия и ощущения показывает, что представление — это вторичный образ предмета или явления, который сохраняется в памяти. Восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии предмета на наши периферические рецепторные аппараты, представление же — это образ предмета, который воспроизводится в отсутствие его самого на основе предшествовавшего сенсорного воздействия. В этом и состоит основное отличие от восприятия. Другим важным отличием представления является отсутствие проекции образа вовне. Этим представление отличается от галлюцинаций. Когда у человека возникают галлюцинации, то образ, появившийся в сознании, проецируется во внешний мир и становится для субъекта частью реальности.
   Если сравнить первичные образы с образами представлений, можно выделить ряд особенностей последних. В сравнении с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Мысленные образы не только бледнее, но и фрагментарнее. Часть сторон или черт предмета в представлении могут вообще отсутствовать. Образ представления обычно неустойчив, он быстро начинает трансформироваться во что-то иное или разрушается. Удержание в неизменном виде удается лишь благодаря специальным волевым усилиям. На уровне представления предмет или явление воссоздаются с меньшей точностью и несут в себе определенные искажения в сравнении с образами восприятия того же самого.
   Представление является относительно самостоятельным психическим процессом и ни в коем случае не может рассматриваться как некий сокращенный вариант процесса восприятия, у которого просто заторможены афферентные и эфферентные нервные пути. Вторичные образы не являются бледной копией первичных. Так, например, образ-представление может выступать как обобщенный образ предмета или явления, что само по себе значительно расширяет и углубляет наше познание действительности, позволяя преодолеть бесконечное многообразие единичных фактов и отразить закономерное и существенное в окружающем мире. На уровне представления действительность обнаруживает себя перед нами в переработанном виде. Эта переработка ведет к тому, что в образе-представлении некоторые черты предмета или явления акцентируются, выходят на первый план, а что-то стушевывается, уходя на задний план. Процесс переработки определяется задачей выделения значения предмета, подчеркивания его роли и отношения к нему субъекта деятельности.
   Значение представлений определяется отличием процесса их возникновения (в функциональном плане) от процесса формирования образов восприятия. На уровне восприятия мы привязаны к наличной ситуации, т. к. стимулы из внешнего мира детерминируют возникновение психического образа восприятия. Если бы не было представлений, то “наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто”. Представления создают тот уровень психики, на котором возникает внутренняя жизнь человека, относительно независимая от текущего момента времени и условий наличной ситуации.
   Виды представлений
   В психологии деление представлений на виды осуществляется по нескольким различным основаниям.
   По своему происхождению представления разделяют на образы, возникающие на основе ощущений и восприятий, воображения, мышления. Основную массу представлений составляют образы, формирующиеся на базе непосредственного чувственного отражения действительности. Эти образы лежат в основе картины мира, без них последняя выглядела бы как некая схема с вкраплениями быстро меняющихся картинок восприятия текущего момента. Данный вид представлений позволяет узнавать предметы и явления окружающего мира и успешно ориентироваться в нем.
   Образ-представление может формироваться на основе воображения. Например, когда мы слушаем рассказ товарища о его путешествии по Уралу, то у нас возникают образы тех мест, о которых он повествует, хотя мы и не бывали там. Читая любое художественное произведение, человек представляет себе героев, о которых идет речь, обстоятельства действия и многое другое. Воображение позволяет представить события будущего, создать образ ситуации, которая еще только намечается.
   На основе логического уровня (мышления) отражения действительности формируются представления, которые позволяют человеку выразить абстрактный результат познания в предметно - наглядной форме. Речь идет о схемах, графических моделях, структурных формулах и т. п. Например, многие определения геометрических понятий опираются на наглядные схематические представления различного рода. В физике при объяснении строения атома широко используется его наглядная модель, которую можно встретить почти во всех учебниках — как школьных, так и вузовских. Специфические наглядные представления позволяют ученым делать важные открытия. Примером может служить история открытия Кеккуле структурной формулы бензола Ученый, размышляя над этой проблемой, задремал и увидел во сне змею, которая ухватила себя за хвост. Когда он проснулся, то на основе образа-представления, подсказанного сном, сформулировал свое открытие.
   Еще одним основанием для деления представлений на различные виды является степень обобщения в образе объективной реальности. По данному основанию различают единичные, общие и схематизированные представления.
   Единичное — образ какого-либо конкретного предмета или явления. Они тесно связаны с эмоциональным переживанием действительности, они придают нашим образам ощущение реальности мира, в котором мы живем. Именно единичные представления лежат в основе процесса узнавания человеком чего-либо.
   На основе единичных формируются общие представления. Общие представления — образы, возникающие на основе общих черт группы сходных предметов или явлений. Даже маленький ребенок может нарисовать кошку вообще, собаку вообще или дом. В каждом таком рисунке схвачены те черты животного или предмета, которые всегда у него присутствуют. Однако при более высоком уровне обобщения образ-представление начинает распадаться на образы отдельных объектов. Например, нельзя представить растение вообще или животное вообще.
   Схематизированным называют представление, образ которого отражает предмет или явление в виде условного графического изображения. Например, на уроках истории в школе дети изучают особенности боев и сражений по картам и схемам, где с помощью условных знаков показано положение войск, техники, направление ударов и т. д. На уровне схематизированных представлений утрачивается внешнее сходство с предметами соответствующего класса.
   Поскольку представления являются чувственными образами, постольку их можно классифицировать по тем анализаторам, с которыми тесно связано их возникновение. На этой основе выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные и другие виды представлений. Модальность представлений играет важную роль в организации и динамике психических процессов. Например, слуховые представления позволяют последовательно презентировать объекты в сознании, в то время как зрительные дают возможность одновременно ввести в поле ясного сознания множество различных объектов. Замечено, что полярный по своему значению опыт люди склонны сохранять в форме представлений различной модальности. Например, воспоминания об успехах и достижениях презентируются в форме зрительных образов-представлений, а жизненные неудачи и потери — в форме аудиальных. Возможно и иное (в том числе и обратное вышеприведенному) соотношение содержания опытам его модальной представленности. Учет модального уровня организации представлений позволяет оптимизировать методы обучения в системе среднего и высшего образования, повысить эффективность психологической помощи при консультировании, а также успешно используется в иных сферах психологической практики.

 
< Пред.   След. >