YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера) arrow 7.2. Действия в плане образа и их структура
7.2. Действия в плане образа и их структура

7.2. Действия в плане образа и их структура

   Сколько раз мы радовались или огорчались, вспоминая события своей жизни! Сколько раз мы замирали в ожидании будущих перемен! И как часто то, что нас раньше волновало и тревожило, потом вспоминалось с безразличием или улыбкой. Что же произошло за это время? Что изменилось в нашем внутреннем мире, заставив испытывать иные чувства по поводу тех же самых событий?
   Расположитесь поудобнее, стряхните напряжение. Вспомните любое приятное событие своей жизни. Создайте мысленно зрительный образ-представление этого события. А теперь вспомните событие безразличное, не волнующее ныне вас, не вызывающее никаких эмоций. Сравните их между собой. Воспроизведите картину приятного события, обратите внимание — цветное это изображение или черно-белое? Находится оно прямо перед вами, а может, чуть выше или ниже, правее или левее от вас? Есть там движение или образ статичен? А теперь, отодвинув первую картинку, обратимся ко второй, воспроизводящей безразличную вам ситуацию. Посмотрите — цветная она или черно-белая; где расположена в пространстве относительно линии вашего взгляда: ближе она к вам или дальше по сравнению с первым изображением; есть ли там движение или образ неподвижен? Думаем, вы нашли какие-то различия. Для каждого они индивидуальны. Довольно часто события, волнующие нас, заставляющие переживать, связаны с возникновением перед внутренним взором ярких цветных картинок, расположенных близко, прямо перед нами, в которых есть движение. А то, что нас уже не волнует, вызывает к жизни черно-белые образы, относительно дальше от нас расположенные, причем в этих образах отсутствует движение. Так психика кодирует значимые и незначимые для человека события.
   Прежде чем предложить следующее упражнение, отметим, что никакие идеи не будут поняты теми, у кого они не подкреплены личным опытом. Соотношение идей и опыта можно проиллюстрировать следующей историей.
   Дело было в глубокой древности. Однажды мудрый правитель одного государства привез из странствий домой удивительный прибор — солнечные часы. Часы поставили на центральной площади главного города. И каждый житель мог узнать точное время. Теперь все видели, когда начинать и когда заканчивать работу, сколько времени отдыхать и в котором часу ждать гостей. Жизнь в государстве стала размеренной, без распрей и конфликтов. Наступило всеобщее процветание. Мудрый правитель долго правил, пользовался всеобщей любовью и уважением. После смерти благодарные граждане решили увековечить его память и воздвигли величественный храм на главной площади города. В центре храма стояли солнечные часы. Все были очень довольны. Вот только часы перестали показывать время. Постепенно размеренная жизнь стала нарушаться. Возникли междоусобицы, войны. Хозяйство пришло в упадок. В конце концов пришли захватчики и поработили процветавшее некогда государство.
   В приведенной истории солнечные часы олицетворяют непосредственный опыт. Храм — это скорее всего сооружение из идей, гипотез, теорий. Под сводами храма часы перестают выполнять свою основную функцию — показывать время. Возможно, настанет день, и их сломают за ненадобностью. А в храм будут приходить и молиться богу времени — Хроносу.
   После этого небольшого отступления вернемся к предстоящему упражнению. Несколько предварительных замечаний. Любой зрительный образ имеет множество характеристик: яркость, объемность, удаленность, четкость... Их сочетание дает бесконечно большое число вариантов. Каждая из характеристик может быть использована мозгом и психикой для фиксирования значения любого конкретного события.
   Параметры образа, которые использует данный человек, кодируя значимость события, можно легко определить. Для этого нужно вспомнить любое приятное событие из своей жизни и создать его зрительный образ. Затем меняем параметры зрительного образа и отслеживаем, как меняются в ответ наши ощущения и переживания.
   Если зрительная картинка была цветной, сделайте ее мысленно черно-белой. Если была черно-белой — сделайте цветной. Обратите внимание, как меняются наши ощущения в ответ на такого рода преобразования. Усилились ваши приятные переживания или ослабели? Может быть, у вас появилось какое-то беспокойство или даже возникло неприятное ощущение?
   Теперь верните исходный образ и приблизьте его к себе, если он далеко, или удалите его от себя, если он близко. Отметьте изменения своих переживаний в ответ на эту процедуру. Снова верните исходный образ. Если он у вас четкий — сделайте его расплывчатым. Если расплывчатый — сделайте его четким. И проследите за изменением своих ощущений.
   Ваша задача — найти параметры образа, достаточно сильно меняющие ваши ощущения и переживания. Кроме перечисленных, можно назвать такие параметры, как яркость, насыщенность, баланс цветов, движение (есть/нет), скорость движения, объемный или плоский образ, блеск изображения, симметричность, наличие или отсутствие рамки и т. д. Количество подобных характеристик зрительного образа очень велико. Поэкспериментируйте с ними, и ваши усилия будут вознаграждены.
   В итоге этого упражнения вы найдете два-три, а может, и больше параметров образа, которые действительно изменяют ваше состояние. Все это очень индивидуально. Например, есть люди, у которых блеск изображения вызывает переживание “праздничности” и приводит к повышению настроения. У других увеличение или уменьшение изображения связано с легким головокружением и потерей пространственной ориентации. Кто-то испытывает беспокойство в ответ на ускорение движения в образе, а у кого-то резко повышается общий тонус. Яркие картинки, если их быстро приблизить к себе, также оказывают тонизирующее воздействие.
   Очевидно, что полученный опыт можно использовать в своей жизни. Далее мы гак раз и сосредоточимся на практическом применении этих знаний для улучшения качества нашего повседневного бытия.
   Все, что вы открывали в себе чуть раньше, можно успешно использовать для обретения новых возможностей, изменения своих переживаний. Для примера возьмем фрагмент записи одного из семинаров.
   Психолог: Сергей, что бы вы хотели изменить сейчас в своем внутреннем опыте?
   Сергей: Весь день меня преследует ощущение неудачи.
   П. А с чем это связано, как вы считаете?
   С. Сегодня утром, за завтраком, я уронил чашку и разбил ее. Это буквально выбило меня из колеи на весь день.
   П. Что, чашка была такой ценной?
   С. Пожалуй, нет.
   П. Тогда как же разбившейся чашке удалось выбить вас из колеи?
   С. Когда я был маленьким, то отдыхал летом у бабушки с дедушкой. И однажды разбил чашку. Бабушка очень рассердилась на меня и отругала.
   П. В связи с разбитой сегодня утром чашкой у вас...
   С. Я увидел, как бабушка на кухне собирает осколки и отчитывает меня.
   П. Вы увидели образ своего детства?
   С. Да, очень отчетливо.
   П. А что, чашка — это единственное, что вы разбили, сломали или испортили у бабушки?
   С. Нет, я много чего у них переломал.
   П. Но это не вызывает у вас неприятных переживаний?
   С. Нет. О чем-то я даже вспоминаю с улыбкой.
   П. О чем вы вспоминаете с улыбкой?
   С. Однажды я лез через забор в огороде, сломал перекладину и шлепнулся прямо на грядку с луком.
   П. Вы видите какой-то образ?
   С. Да, я вижу, как лук торчит у меня между пальцев, а перед носом висит большое яблоко с соседнего дерева.
   П. У вас есть два образа: один вас беспокоит и вызывает неприятные переживания, другой вызывает улыбку.
   С. Да.
   П. Сравните эти два образа. Они оба цветные?
   С. Да.
   П. Есть ли разница в яркости, насыщенности цветов?
   С. Во втором очертания какие-то нечеткие.
   П. А на картинке с чашкой?
   С. Там все отчетливо.
   П. На каком расстоянии от вас находятся первая и вторая картинки?
   С. Они одинаково удалены. Они обе очень близко. В картинке с чашкой я слышу бабушкин голос.
   П. А в другой есть какие-то звуки?
   С. Нет.
   П. Сергей, картинка, вызывающая у вас улыбку, прозрачна, предметы на ней имеют нечеткие очертания, там нет звуков?
   С. Да.
   П. Воспроизведите картинку, где бабушка собирает осколки. Сделайте ее прозрачной, чтобы при этом очертания предметов потеряли отчетливость, пропали все звуки...
   С. Она у меня не становится прозрачной, и звук голоса сохраняется.
   П. В кухне есть окно?
   С. Да.
   П. В окно светит солнце, все озаряется светом...
   С. Да. Стало светло, все как бы засветилось изнутри, нет четкости и тишина.
   П. Верните первоначальную картинку. Солнечные лучи освещают комнату...
   С. Да. Снова все засветилось.
   П. Сделаем эту процедуру еще несколько раз, и каждый раз быстрее, чем прошлый. Попробуйте вернуть и удержать первоначальную картинку, где бабушка собирает осколки.
   С. А она сразу становится светлой.
   П. И какие ощущения у вас возникают теперь?
   С. Неприятные эмоции исчезли.
   П. Посмотрите, что стало с вашей разбитой чашкой сегодня утром.
   С. Да, утро-то было солнечным. Все как-то посветлело и расплылось.
   П. А как вы переживаете это событие?
   С. Мне даже забавно стало, что я расстраивался из-за чепухи.
   В этом диалоге есть много интересного. Например, становится понятным, как человек создает себе плохое наслоение. Разбив утром чашку, он знает, что этого мало, чтобы весь день быть выбитым из колеи. Тогда Сергей находит в своем прошлом опыте аналогичное событие, связанное с действительно сильными негативными переживаниями. Вот его ругает близкий человек. Он еще не знает цены вещей и считает, что совершил что-то ужасное. Чувствуя себя одиноким, нелюбимым, беззащитным, Сергей дает волю своим переживаниям и расстраивается, как говорят, “на полную катушку”.

 
< Пред.   След. >