YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера) arrow 7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество
7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество

7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество

   Речь связана с сознанием в целом (см. п. 7.3.2 этой главы), т. е. включена в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но, как видно из предыдущего изложения, основным и определяющим для нее является ее отношение к мышлению.
   Речь — форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли.
   Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль — к “деятельности речевого аппарата”. Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она — интеллектуальная операция. “Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению”. (С. Л. Рубинштейн.)
   Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.
   Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою “технику”. Эта “техника” связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.

 
< Пред.   След. >