YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Общая психология (Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера) arrow 8.4.1. Созерцательные состояния
8.4.1. Созерцательные состояния

8.4.1. Созерцательные состояния

   На основе представлений как процесса формируются соответствующие состояния, которые логично назвать созерцательными, поскольку активность субъекта при этом направлена не вовне, а как бы в глубину собственной психики, прежде всего в виде следовых процессов, связывающих восприятия с представлениями.
   Таких процессов несколько. Этапными можно считать последовательные и эйдетические образы. Последовательные образы, как явления по преимуществу физиологические, подчиняются простейшим законам индукции, перспективы и контраста. Длительное восприятие черного квадрата порождает последовательный образ в виде белого квадрата, красная фигура порождает последовательный образ зеленого цвета и т. д.
   Возникая на короткое время, последовательный образ исчезает и появляется вновь, уже на меньшее время, и так продолжается до полного затухания. Все эти явления хорошо объясняются свойствами нервных клеток и протекающими в них физикохимическими процессами.
   Иное дело — эйдетические образы. Они также зависят от нейродинамики, но не только. Прежде всего они много сложнее и содержательнее, чем последовательные образы. Эйдетик (человек, которому свойственно наличие эйдетических образов) долго видит воспринятую картинку. Если ее убрать и спросить, что на ней было изображено, то, в отличие от человека с обычным восприятием, он не будет ничего вспоминать. Он просто посчитает, например, число окон, если они были изображены. Для него это естественно, поскольку он продолжает их видеть мысленным взором.
   Когда эта картинка начнет оживать и преобразовываться, то это будет уже не эйдетический образ, а настоящее представление памяти. Что касается созерцания, то это следующая ступенька онтогенеза психики, по сравнению с простым представлением. Созерцание — это процесс активного преобразования через представления, за которыми стоит личность созерцателя.
   Состояние созерцания — проективное. Два эйдетика совершенно одинаково запомнят одну и ту же картинку. Но перейдя на следующую ступеньку, в состояние созерцания, они увидят череду существенно разных картин, вызывающих разные мысли и переживания.
   Созерцательные состояния охватывают людей на вернисаже, при долгом рассматривании открытого пламени или водной поверхности. Это не познавательный процесс как таковой. Это своеобразная внутренняя активность развитой личности. Человек с бедной фантазией и инертной психикой не склонен К созерцанию. На вернисаже ему скучно. Напротив, человек душевно богатый получает наслаждение даже от, казалось бы, бедных деталями полотен.
   Классический пример — квадрат Малевича и вообще абстрактная живопись. Доказано, что простые геометрические фигуры будят разные ассоциации и проекции. Другой пример — классическая музыка. Если это цикл “Времена года”, все просто, но если это симфония, то она будит многие, сильные и разные чувства и мысли — достаточно названия и небольшого намека, чтобы у подготовленного слушателя разыгралась фантазия.
   В частности, поэтому восприятию произведений искусства надо учить. А эффект обучения неоднороден, индивидуально своеобразен. Созерцательные состояния духовно обогащают людей. В этом одно из их предназначений. Другое немаловажное следствие погружения в созерцательное состояние — это избавление от суетности бытия.
   Если физические упражнения нужны для борьбы с монотонней и гиподинамией, то созерцательность необходима для борьбы с бессмысленной суетой будней, погоней за сиюминутной выгодой. Обращение к Богу для верующего также есть погружение в созерцание высшей справедливости, высшей духовности с целью приобщения к ней и духовного самосовершествования.
   Как все психические процессы и состояния, созерцательность сложна по своему составу. В ее “ткани” — и эмоции, и эхо психомоторики, и представления памяти и фантазии, а также более или менее ясные мысли, рожденные ситуацией созерцания. Потому прекрасная картина, гак и музыка, будит прекрасные мысли и намерения, облагораживая зрителя и слушателя.

 
< Пред.   След. >