YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Курс трудового права. В 2 томах (А.М. Лушников, М.В. Лушникова) arrow 5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (ХIХ- начало XX в.)
5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (ХIХ- начало XX в.)

5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (ХIХ- начало XX в.)

   В отечественной науке проведено достаточно много исследований, посвященных как правам человека в целом, так и социальным правам в частности. Между тем трудовые права как относительно обособленный феномен в системе прав человека специально не рассматривались. В советский период к числу основных трудовых прав традиционно относили права на труд, на гарантированную государством заработную плату, на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку, на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности. Они рассматривались только в разрезе действующего трудового законодательства, а проблема, по сути, переводилась в плоскость основных прав рабочих и служащих по советскому трудовому законодательству. В настоящее время назрела необходимость провести комплексный анализ трудовых прав и интересов человека как составной части его социальных прав.
   В теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гражданские) и политические права как основные естественные и неотчу-ждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве.
   Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность государства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, экономических и культурных правах. Сама идея социальных прав связана с идеей социального государства.
   Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д. Соответственно возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право.
   Если гражданские и политические права (первое поколение прав) характеризовались как способ ограждения и защиты индивида от произвола государства, то социально-экономические права (второе поколение) - в качестве средства получения помощи от государства. Если целью первых было названо установление равенства возможностей, то вторые нацеливались на «уравнивание результатов». Если гражданские и политические права связывались с требованиями условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествлялись с возможностями обладания индивидом социальными благами, которые могли обеспечить ему существование, отвечающее человеческому достоинству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосостояния. Как указывалось в Преамбуле к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».
   К содержанию трудовых прав необходимо подходить конкретноисторически. Современные трудовые права, зафиксированные в международно-правовых документах, конституциях и законодательстве экономически развитых государств, — результат длительного исторического становления и развития прав человека.Социальные права человека: естественно-правовой и юридико-позитивистский подходы. Решающим этапом в развитии прав человека, и трудовых прав в частности, явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека. В становлении прав и свобод человека, в том числе социальных и трудовых прав, огромную роль сыграло их идеологическое и доктринальное обоснование - учение о естественных и прирожденных правах человека и юридико-позитивистское учение о правах человека. Отчасти этой проблемы мы уже касались в первом разделе данного Курса. В основе естественно-правовой концепции лежали принципы свободы поведения человека в отношении государства и других лиц; ограничения вмешательства государства и других лиц в частную сферу человека; определения границ дозволенного человеку и дозволенного в отношении его.
   Идеи естественных неотчуждаемых прав человека стали мощным фактором Великой французской революции, породившей исторически значимый правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Таким образом, естественно-правовая доктрина явилась революционным поворотом в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную законом, получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод. Одним из проявлений экономической свободы человека и стала свобода труда. Ее постулировали еще в XVIII в. классики экономической мысли британцы А. Смит, Р. Кантильон, Д. Рикардо, французы А. Тюрго, Ф. Кенэ. В конце того же века французские социалисты Г. Бабеф (1760-1797) и Ш. Фурье (1772-1837) впервые поставили вопрос о праве человека на труд. Первый из них отмечал: «Общество должно обеспечивать своим членам работу и определенную заработную плату в соответствии с ценами на все товары с тем, чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения потребностей каждой семьи». В этом определении очевидна связь права на существование с правом на определенную заработную плату наемных работников. Великая французская революция проходила под лозунгом «свобода, равенство, братство». Именно противоречие между свободой и равенством стало одним из главных предметов осмысления для многих социальных наук, в том числе права. Ш. Фурье доказывал, что право на существование человека в обществе должно было заменить те основные естественные права, которые он имел до образования общества.
   Социал-реформист С. Сисмонди (1773—1842) в 1819 г. в своем классическом труде «Новые начала политической экономии» утверждал, что заработная плата должна быть выше скудных средств к существованию и должна обеспечивать рабочего и в детстве, и в старости, и во время отдыха, и при временной потере трудоспособности. В качестве гаранта права на существование С. Сисмонди видел государство, которое «может подняться над материальным расчетом увеличения продукции, необходимой для выживания, и сравнить с ним рост потребления и достатка всех, что и должно быть целью, к которой стремится нация». Для достижения данной цели он предлагал целый комплекс мер: запрет труда детей, ограничение продолжительности рабочего дня, оплату предпринимателем времени болезни, безработицы, пенсии по старости и др. По сути он обосновал идею о том, что право на труд и право на существование должно обеспечивать социальное законодательство. При проведении социальных реформ государство, по мнению ученого, не должно сковывать индивидуальной инициативы. «Отец» полицейского права Р. Моль одним из первых употребил термин «рабочее (трудовое) право» применительно к совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с наемным трудом.
   На Западе проблемы права на труд и на существование в концентрированном виде были поставлены и переведены в правовую плоскость австрийским юристом и философом А. Менгером (1841—1907). Именно естественно-правовая теория послужила основанием выделения ученым трех взаимосвязанных прав работника: на свободу труда, на произведенный им продукт, на свободный обмен продуктами труда. Последнее А. Менгер понимал следующим образом: «В силу права на труд каждый трудоспособный гражданин, не находящий себе работы у частного предпринимателя, может требовать от государства или от общественных союзов (общин и т.п.) обыкновенной поденной работы с уплатой обычной заработной платы». В этой части А. Менгер развил учение британца В. Томсона, который еще в 20-х годах XIX в. обосновал три теоретических положения: труду должна быть предоставлена полная свобода; весь продукт труда должен быть гарантирован производителю; обмен продуктами труда должен быть свободен. По мнению некоторых российских ученых, на эти положения при построении своего учения опирался К. Маркс. Более подробно о соотношении права на существование и права на труд будет сказано в отдельном параграфе данной главы.
   Немецкий юрист Г. Еллинек (1851—1911) последовательно проводил идею о самоограничении полномочий государства изданными им же законами. Одновременно он выступал и за активную роль государства в социальной сфере, предложив разделить субъективные права на частные субъективные и публичные субъективные права. Последние включали в себя право на положительные услуги со стороны государства, что подводило основу под активную роль государства в обеспечении и защите прав человека, в том числе социальных. Отметим, что российские ученые отнеслись к этой теории неоднозначно. Некоторые из них заняли позицию позитивных критиков , но некоторые однозначно поддержали эту теорию.
   Таким образом, осознание того, что рабочие имеют право на жизнь и минимально здоровые условия труда, стимулировало начало научного осмысления рабочего вопроса. В 1795 г. в Манчестере был организован Комитет по исследованию рабочего вопроса, а в начале следующего года на одном из его заседаний доктор А. Персиваль сделал доклад о влиянии трудовой деятельности на здоровье детей. Характерно, что большинство инициаторов и сторонников принятия первых фабричных законов в Англии 1802 и 1819 гг., в том числе Р. Пиль, Р. Оуэн, Р. Остлер и др., опирались в своей деятельности именно на идею о наличии у рабочих определенных неотъемлемых прав, связанных прежде всего со здоровьем и жизнью. Британский историк и философ Т. Карлейль (1795—1881) так писал об этом: «Денежное вознаграждение «в размере, достаточном, чтобы работник мог жить и дальше работать», так же необходимо для благороднейшего из тружеников, как и для ничтожнейшего, если вы считаете, что он должен остаться в живых». Но в отличие от последователей Д. Рикардо он считал, что зарплата должна быть не минимальной, на уровне физического выживания, а справедливой. К тому же Т. Карлейль провозгласил труд высшей социальной ценностью, в связи с чем право на труд признавалось важнейшим неотъемлемым правом человека. В этом ключе он рассматривал требования рабочих в своем труде «Чартизм» (1846), так они понимались исследователями и в дальнейшем.
   Однако названная доктрина естественных и неотчуждаемых прав и свобод была не единственной определяющей взаимоотношения человека и государства. Ей противостоял позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу права человека, их объем и содержание определяются государством, которое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции. Противостояние этих позиций насчитывает столетия; они были характерны и для науки XIX и XX вв.
   Неотчуждаемые права и свободы человека, положения Декларации 1789 г., идеи правового государства получили поддержку и защиту в трудах многих известных дореволюционных русских ученых, таких как В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.И. Покровский, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др., о чем мы уже писали выше. Надо отметить, что часть русских философов и мыслителей, в числе которых К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, противопоставляли внутренней свободе, естественным правам внешнюю свободу, «законничество», понимая под последним позитивное право. Оно оценивалось ими сугубо отрицательно и зачастую трактовалось как антипод естественным правам. Но большинство видных российских юристов начала ХХ в. можно назвать сторонниками естественно-правовой теории, не отрицавшими необходимость закрепления естественных прав в действующем законодательстве. Именно такое закрепление виделось им как перевод социального идеала в конкретно-правовую плоскость. Более того, П.И. Новгородцев и И.А. Покровский подчеркивали юридическое значение естественного права человека на существование и прямо связали его с «достойным вознаграждением» за труд на уровне не ниже прожиточного минимума. Основываясь на доктрине естественных прав человека, Л.С. Таль писал о том, что «рабочей силе, как предмету обязательства, присущи все особенности личных благ. Они не могут быть отчуждаемы». Продолжая эту мысль, Л.С. Таль подчеркивал: «Современное правосознание явно склоняется к признанию рабочей силы частью личной правовой сферы человека и требует охраны от посягательств наравне с другими личными благами». Его современник П.И. Астров прямо связывал законодательную охрану лиц наемного труда с их правом на жизнь и здоровье, которые не могут быть предметом договора. Он исходил из неразрывности личности и наемного труда работника, а правовую охрану трудовых прав личности в процессе труда признавал первейшей задачей рабочего права.
   Период с конца XIX в. связан с повсеместной легализацией права на труд и права на социальное обеспечение, обособлением отрасли трудового права. В этот период труд оценивался большинством исследователей как высшая добродетель. Вот как писал об этом француз А. Моро-Кристоф в середине XIX в.: «Труд — это живая материя, из которой соткана жизнь; это - клетчатая ткань всего социального строя, непременное условие жизнеспособности отдельного человека и целых народов, единственный и верный источник, из которого берет свое начало и богатство богача, и улучшение состояния бедняка, и процветание целых государств и народов». В конце XVIII— XIX вв. были легализованы программные требования естественного права, касающиеся закрепления гражданских прав. Формальное равное право воплотилось в законе, но не оправдало социальных ожиданий. Это привело к кризису данной теории, снижению ее влияния на массовое правосознание. В то время право на существование доктринально связывалось с правом на труд и с достойным вознаграждением за него. Таким образом, зарождение и становление трудовых прав стали одним из факторов, в значительной степени объединяющих, сближающих названные учения о правах человека - естественного права и правового позитивизма. Трудовые права формировались на пересечении частных и публичных начал правового регулирования трудовых отношений. Этот синтез порождает трудовые права как разновидность социальных прав.
   Первые специальные законодательные акты в сфере регулирования трудовых отношений были приняты в начале XIX в., но развернутое публично-правовое регулирование получило значительное развитие в последней трети XIX — начале XX в. В этот же период складывается сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании труда при некотором доминировании первых.
   Трудовое законодательство, т.е. легализация трудовых прав, в большинстве стран принималось, как уже указывалось, в следующей последовательности: регулирование охраны труда детей и женщин, формирование некоторых минимальных требований по условиям индивидуального трудового договора (максимальная продолжительность рабочего дня сначала для некоторых, а затем для всех категорий работников, в отдельных случаях минимальный размер заработной платы и периодичность ее выплаты, санитарно-гигиенические требования к условиям труда). Законодательное регулирование трудовых прав сводилось к защите наемного работника от чрезмерной эксплуатации, тем самым легализации подлежали те трудовые права работника, которые обеспечивали прежде всего физическое выживание работника в эпоху первоначального накопления капитала. С начала 30-х годов XIX в. создаются государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства. Чаще всего это были фабричные (трудовые) инспекции, деятельность которых постепенно расширялась от контроля за условиями труда малолетних до общего контроля. Первыми фабричную инспекцию в 1834 г. создали англичане, а ее первого руководителя доктора А. Редгрейва, как и группу других фабричных инспекторов (Р. Кук-Тейлор, Л. Хорнер и др.), можно отнести к числу шитых исследователей правового регулирования трудовых отношений. При участии государства формируются органы по разрешению трудовых споров (примирительные камеры, третейские суды и др.), причем в некоторых странах их решение имело обязательную силу. Проблемы охраны труда и деятельности фабричной инспекции будут рассмотрены во втором томе Курса.
   Дальнейшее развитие трудовых прав с середины XIX в. на Западе и на рубеже XIX—XX вв. в России связано с законодательным признанием трудовых прав работника, которые реализуются в коллективной форме: право на объединение, право на ведение коллективных переговоров, право на забастовку. При этом правовая регламентация статуса профсоюзов, права на забастовку шла довольно трудно - от прямого их запрета и уголовного преследования до официального признания. Таким образом, доктринальным обоснованием государственного вмешательства в регулирование трудовых отношений, легализации трудовых прав служил юридико-позитивистский подход к определению природы прав человека. К началу XX в. условно выделяются частное трудовое право и публичное трудовое право. Частное трудовое право имело два уровня. Во-первых, это индивидуально-договорный, реализация которого происходила посредством трудового договора. Во-вторых, коллективно-договорное регулирование, реализуемое через коллективное соглашение. Л.С. Таль относил к частноправовым основам трудового права наравне с двумя вышеназванными уровнями также и хозяйскую власть. Этот же автор именовал частное трудовое право собственно трудовым в узком смысле слова или социальным правом. Публичное трудовое право, именуемое в русской юридической литературе также собственно рабочим, фабричным или промышленным, включает в себя государственные ограничения, запреты, предписания, влияющие прежде всего на договорную свободу сторон и главным образом работодателя. Сюда же относятся государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и разрешение трудовых споров в установленном порядке. Промышленное право, по словам Л.С. Таля, «составляет нераздельную смесь норм публичного и частного права». В этой связи трудовые права, их объем, содержание, в соответствии с юридико-позитивистским подходом к природе прав, определяются государством, которое осуществляет по отношению к работнику патерналистские функции. Один из отцов-основателей трудового права на Западе Г. Зинцгеймер обосновывал необходимость выделения трудового права в качестве самостоятельной правовой отрасли, указывал не только на особый объект правового регулирования - зависимый труд наемного работника, но и на особое социальное назначение отрасли. Трудовое право основано на принципе охраны человеческого труда как воплощения человеческой личности. Трудовое право в большей мере учитывает потребности человека труда, чем право собственности и свобода торговли.
   Таким образом, в качестве общего вывода мы должны отметить следующее.
   1. XIX в. — это век формирования, становления и начала обособления самостоятельной отрасли - трудового права, легализации трудовых прав, которые были основаны на единстве частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых отношений. Частные и публичные элементы правовой регламентации трудовых отношений сосуществовали и сосуществуют в единстве и взаимодействии. Это происходит не только тогда, когда публичная власть напрямую принимает участие в правоотношениях, но и когда она заявляет о своем интересе и вмешивается в правовые отношения между частными лицами (работодателем и работником). Частно-публичная дихотомия в праве тесно связана также с основными вопросами философии государства и права, особенно с идеями естественного права и правового позитивизма.
   2. Доктринальное обоснование права на труд обусловлено решением «основного вопроса» философии государства и права: какие права человека первичны — естественные или позитивные? Право на труд, как и другие трудовые права, - это результат диалектического единства естественных прав человека и позитивных обязанностей государства по обеспечению, гарантированию этих прав. Это означает, что данные права базируются на принципах свободы, равенства, являются по своей природе неотчуждаемыми, неотъемлемыми правами человека. Их можно в этой части причислить к категории естественных прав. С другой стороны, объем, содержательное наполнение трудовых прав идет по пути их правового опосредования волей государства.

 
< Пред.   След. >