YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социальная работа за рубежом (Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова) arrow 1.2.1. Религиозная доктрина благотворительности
1.2.1. Религиозная доктрина благотворительности

1.2.1. Религиозная доктрина благотворительности

   Оказание помощи бедным имеет давнюю историю. Содержащиеся в ней идеи и ценности влияют на процессы социального обеспечения и сегодня. Согласно религиозной доктрине, которой придерживаются различные традиции, и богатые, и бедные в равной степени должны отдавать другим то, что они могут, побуждаемые любовью, а не страхом.
   Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных — им следует воздать то, чего они лишены, — и к состраданию к ним — сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Независимо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенньж сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем иудейской и христианской религии.
   Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудео-христианские заповеди. Если говорить более конкретно, большинство современных форм социальной работы имеет в основном религиозное начало: в церковной программе, во вдохновленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства мирян, которые следуют зову своей совести.
   Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона были предприняты в начале XIX в. по его же собственным проектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гер-тином. Это движение, в свою очередь, способствовало появлению Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи.
   Если принять во внимание эти исторические факты и учесть при этом, что значительный объем мероприятий по линии государственных и внеконфессиональных структур социального обеспечения за последнее столетие проводился людьми, действующими по религиозным мотивам, можно сделать вывод, что христианская церковь является “матерью социальной работы”. В значительной степени последующее развитие добровольческого сектора в системе социального обеспечения США можно проследить по двум основным направлениям:
   - сохранение или развитие религиозных форм организации (в некоторых областях);
   - освобождение от религиозного влияния (секуляризации) организаций и программ, созданных под покровительством священнослужителей или стимулированных религиозными мотивами.

 
< Пред.   След. >