YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социальная работа за рубежом (Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова) arrow 1.2.2. “Дружественные визитеры” и движение сеттльментов основные направления деятельности “Дружественные визитеры” и благотворительные общества
1.2.2. “Дружественные визитеры” и движение сеттльментов основные направления деятельности “Дружественные визитеры” и благотворительные общества

1.2.2. “Дружественные визитеры” и движение сеттльментов: основные направления деятельности “Дружественные визитеры” и благотворительные общества.

   Одно из направлений в истории социальной работы в США было тесным образом связано со сферой оказания материальной помощи. “Дружелюбные посетители” из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками. Их деятельность сильно отличается от активности современных социальных работников, однако многое из деятельности добровольцев благотворительных обществ сохранилось и в ходе профессионализации социальной работы.
   Визиты добровольцев с целью установления личных контактов с неимущими стали наиболее распространенной формой общения с бедняками в городах. В своем первом, ставшем затем ежегодном, докладе в 1818 г. Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило организовать такие визиты следующим образом: “... разделить город на очень небольшие районы и выделить из числа членов общества двух-трех человек для каждого района, в чьи обязанности входило бы налаживание знакомства с его жителями, обследование семей неимущих, оказавшихся в трудном положении, помощь советом в их профессиональной деятельности, обучении детей, ведение домашнего хозяйства, оказание поддержки или предостережение в зависимости от обстоятельств”.
   Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах прошлого столетия в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий, приводивших к нищете, а не на заверениях в том, что пожертвованные средства предоставляются достойным получателям. С 1877 по 1892 гг. в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации по типу Лондонского общества по оказанию благотворительной помощи и борьбе с попрошайничеством. Эти организации можно считать предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, так как во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка. Для членов общества, наносящих дружеские визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками в целях изучения опыта работы и обмена идеями. Для них были подготовлены пособия с изложением основных правил поведения. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась лишь в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть, денег же бедным не давали. Предметы первой необходимости выдавались в небольших количествах лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Лица, наносившие визиты (обычно женщины, принадлежавшие к состоятельным кругам), видели в своем клиенте не ровню себе. Они считали, что несчастное и скромное положение было результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего, умеренности, трудолюбия, бережливости, предусмотрительности, сдерживающих моральных начал.
   В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение в том, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из социальных различий. При этом делался упор на религиозные ценности, на любовь к ближнему. Главная цель состояла в том, чтобы спасти “несчастных от греха нищеты”. Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юридическую помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену “дружественным визитерам” в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих. Нравственные приоритеты не создали основы для удовлетворительных отношений между добровольными помощниками из среднего класса и нуждающимися гражданами.
   Движение сеттльментов (особые микрорайоны города — квартал, район или дом, — где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе и резко расходилось по своим идеям с благотворительными организациями. Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. — почти 400. Программы деятельности сеттльмент-центров носили эмпирический характер и постоянно расширялись. Но в целом их больше интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности и преображение. Благодаря своей никогда не прекращавшейся неформальной деятельности служители этих центров приобрели очень ценный опыт и знание проблем, что давало им возможность влиять на пути и способы улучшения работы агентств по социальной работе. Они предпочитали помогать иммигрантам решать проблемы, с которыми те сталкивались в местах проживания, вместо того чтобы заниматься благотворительностью. Многие социальные работники сами жили на данной территории. Они были молодыми идеалистами-либералами, получившими хорошее образование. Наиболее известный дом иммигрантов Халл-Хаус был создан Дж. Адаме и Э. Старр в 1889 г. в Чикаго. Он обслуживал людей девятнадцати национальностей и давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли, музей, клуб для мальчиков и небольшой театр, при этом использовалась групповая работа, общинная организация и пропаганда.
   Деятельность благотворительных организаций и движения сеттльментов основывались на различных подходах: первые занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто обращался за помощью, а также жилищными вопросами и посещаемостью в школах; вторые основное внимание сосредоточивали скорее на возможностях и условиях работы. Однако, несмотря на различия в их деятельности, они в определенной мере сотрудничали: работники сеттльментов часто выступали в роли “дружественных визитеров” в программах благотворительньж организаций.
   Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной социальной работы и заложила теоретические основы социального обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, а в особо сложных и безнадежных случаях были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также финансовыми вопросами. Советы решали также, какие социальные учреждения и программы должны поддержать законодатели.
   Общества организации благотворительности. В 1880 г. возникшие в ряде крупных, прогрессивно развивающихся городов, общества организации благотворительности и преображения вошли в Национальную конференцию благотворительности и преображения. Главы этих обществ вели активную деятельность в местных добровольческих благотворительньж ассоциациях, воплощая принцип “положение обязывает”.
   Конференция проводила годичные собрания для обмена опытом и ознакомления с передовыми идеями, чтобы вдохнуть в работу свежие силы и привлечь новых спонсоров. Члены конференции были больше практиками, чем теоретиками-исследователями, они не считали нужным определять границы своей деятельности.
   Доминирующие в XX в. социальные воззрения изменили религиозное значение слов “благотворительность и преображение”, которые были им присуши в предшествующие годы. “Благотворительность” означала “любовь”, но не как любовь влюбленньж или родителей и детей, а как теологическое понятие, которое в первую очередь описывало дух, объединявший христианскую общину. Дух проявлялся, например, в феномене преображения грешника, чувствующего свою греховность и стремящегося искупить ее и заслужить любовь Бога. В религиозном значении благотворительность предполагала любовь к ближнему как к Богу, служение человечеству как служение Богу. Понятие “преображение” в применении к исправительным институтам предполагало реформацию. Исправительные институты так и назывались — “школы реформ” или “реформации”. “Преображение” в применении к конкретному человеку предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к “воскрешению” и “возрождению” и превращало нарушителя в достойного члена общины.
   В деятельности Национальной конференции благотворительности и преображения в основном участвовали набожные люди, было много священнослужителей, которым не были чужды и светские идеи. Политическая философия США, как она была сформулирована в Декларации независимости, в конституциях федерации и штатов, получила название либерализма.

 
< Пред.   След. >